Участие бизнеса в нацпроектах меняет «правила игры» при обновлении инфраструктуры в РФ

Достигнуть национальных целей и решить стратегические задачи без участия частного бизнеса в нацпроектах невозможно. Как отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов, если раньше корпорации брали на себя социальные функции, а взамен получали индивидуальные договоренности с государством, то сейчас при обновлении инфраструктуры решено вывести эту систему в легальное поле, сделать понятные «правила игры».

Участие бизнеса в нацпроектах меняет "правила игры" при обновлении инфраструктуры в РФ

Роль бизнеса в нацпроектах 

Российский бизнес является непосредственным и важным участником работы по реализации национальных проектов. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Он добавил, что рассчитывает здесь со стороны бизнеса на самое тесное и результативное партнерство.

Напомним, что для реализации майского указа президента Путина правительство запустит 13 национальных проектов. Среди крупнейших из них эксперты называют автодорожный нацпроект с объемом трат более 8 триллионов рублей до 2024 года, инфраструктурный и демографический проекты. Серьезное внимание также будет уделено сфере здравоохранения, образования и масштабному переходу на цифровые технологии.

«Так получилось, что за последние два десятка лет государство оставило за собой фискально-налоговые и административные функции по поддержанию текущей деятельности. С этими задачами оно справляется нормально, но при выполнении созидательных функций все работает только в ручном режиме.

Соответственно был придуман метод, согласно которому часть социальных функций закреплялась за государственными корпорациями, которые решали инфраструктурные задачи, финансировали культуру, спорт и так далее. Взамен они получали индивидуальные договоренности. Я так понимаю, что сейчас решено вывести эту систему в легальное поле, сделать понятные правила игры, чтобы участвовал весь бизнес, и не было кулуарных договоренностей», — объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В свою очередь заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов

ранее уже отмечал, что достигнуть национальных целей и решить стратегические задачи невозможно без участия в проектах частного бизнеса.

Участие бизнеса в нацпроектах меняет "правила игры" при обновлении инфраструктуры в РФ

Сфера интересов бизнеса 

Предполагается, что из более чем 27 триллионов рублей, необходимых для реализации нацпроектов и комплексной программы по модернизации инфраструктуры, восемь с половиной триллионов обозначены как внебюджетные средства. Причем ряд экспертов считает, что до половины бюджета нацпрограмм в итоге будет профинансировано за счет частного капитала.

Как уточнил Путин в ходе своего выступления на съезде РСПП, речь идет об инвестициях в общественно важные направления, среди которых он выделяет промышленность, высокие технологии, транспорт, связь, экологию и туризм. По его оценке, «это действительно масштабные проекты с хорошим синергетическим эффектом», рассчитанные на перспективу. Всего же на текущий момент проанализировано около тысячи различных инициатив, на основе которых подготовлено две с половиной сотни инвестиционных заявок.

«Мы сейчас столкнулись с необходимостью нарастить инвестиции внутри страны. С одной стороны к этому подтолкнула внутренняя потребность, пришло понимание, что надо кардинально обновлять и модернизировать советское наследие, развивать инфраструктуру. С другой стороны на фоне внешнего давления необходимо продолжать возвращать капиталы в национальную юрисдикцию, соответственно им надо предоставить приложение. Тут все сошлось и в такой форме пытаются реализовать нацпроекты.

Что касается интересов бизнеса, то им интересны не столько сами направления, сколько рентабельность. У нас есть такой пример как концессионные соглашения по платным скоростным дорогам, когда бизнес выражает интерес, видит рентабельность и частично финансирует проект. Ему может быть интересна любая сфера, если он сможет на ней заработать, но всеобщее правило предполагает, что бизнес не очень любит вкладываться в инфраструктуру за исключением морских портов и каких-то очень узких сегментов. Здесь мы видим торг с государством», — резюмирует Адамидов.

rueconomics.ru