Повышение таможенной пошлины на нефть поставило новые вопросы по налоговому маневру

Решение Министерства финансов РФ повысить с 1 апреля экспортную пошлину на нефть на 6,2 доллара за тонну связано с ростом цен на «черное золото» на мировом рынке – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Повышение таможенной пошлины на нефть поставило новые вопросы по налоговому маневру

Таможенная пошлина следует за ценой на нефть

Дело в том, что решением Минфина РФ экспортная пошлина на нефть с 1 апреля увеличивается на 6,2 доллара за тонну до 97,4 долларов, причем данное повышение определено путем расчетов, которые проведены аналитическим центром этого ведомства.

«Просто показатель экспортной пошлины привязан к цене на нефть – последняя повысилась, и сразу начинается повышение экспортной пошлины в России, просто это происходит с определенным лагом. Так что, здесь все предельно просто и логично», — констатирует Правосудов.

Отметим, что таможенная пошлина в России исчисляется в тоннах нефти, а не в баррелях, согласно которым рассчитываются нефтяные цены на мировом рынке. Один баррель нефти равен примерно 136 кг, а значит в одной тонне нефти содержится где-то 7,35 баррелей.

Еще здесь нужно обратить внимание и на то, что таможенной пошлиной фискальная нагрузка государства не ограничивается, поскольку есть еще и НДПИ, т.е. налог на добычу полезных ископаемых, который в рамках налогового маневра планируют сделать основой нашей нефтяной политики. В течение шести лет таможенная пошлина на нефть должна быть отменена, а НДПИ зеркальным образом повыситься.

Повышение таможенной пошлины на нефть поставило новые вопросы по налоговому маневру

«Соответственно, в этом повышении Минфина РФ не может быть какой-либо политики. Что касается налогового маневра, то он не имеет прямого отношения к данной ситуации, которая скоро должна привести к снижению экспортной пошлины до нуля», — заключает Правосудов.

По словам Сергея Александровича, все это будет происходить поэтапно, поэтому здесь возможны сюрпризы, что видно хотя бы по ситуации с ценами на бензин, которая стала одним из последствий данного решения правительства РФ. Просто отмена таможенной пошлины и замена ее на примат НДПИ сделает нефтяной экспорт из России чрезвычайно выгодным, что напрямую отразится и на внутреннем рынке.

«Здесь есть прямая корреляция, которая заключается в том, что отмена пошлины на нефть приведет к стимуляции экспорта нефти из России, что связано с определенными рисками, которые правительству РФ придется должным образом купировать», — резюмирует Правосудов.

В связи с этим, как замечает эксперт, уже есть разговоры о том, что в случае негативной конъюнктуры таможенная пошлина на нефть может быть возвращена, и это логично, поскольку сама угроза ее возвращения станет отличным инструментом влияния на экспортеров.

Повышение таможенной пошлины на нефть поставило новые вопросы по налоговому маневру

Все это в очередной раз подтверждает, что Россия является страной с чрезвычайно сложной спецификой, вследствие чего, любая программа реформ со стороны правительства РФ будет не только наталкиваться на реальность, но и таким образом корректироваться.

В России есть спор между нефтегазовым сектором и Минфином РФ

Экономист Дмитрий Адамидов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что, несмотря на всю критику, история с налоговым маневром будет доведена до логического конца и приведет к отмене таможенной пошлины на нефть в России.

«У Минфина РФ есть все возможности довести эту реформу до конца, хотя существует надежда на то, что государственная политика по этому вопросу будет скорректирована и таможенная пошлина все-таки останется для поддержки внутреннего рынка», — констатирует Адамидов.

Как замечает эксперт, большого смысла в полной отмене таможенной пошлины нет, поскольку все и так работает неплохо, но Минфин РФ решил уравнять внутренние и внешние цены на нефть в России, чтобы убрать все риски, которые вызывает внешняя конъюнктура. Для этого в России действует еще и «бюджетное правило», что, конечно, необходимо для стабилизации ситуации в российской экономике.

Повышение таможенной пошлины на нефть поставило новые вопросы по налоговому маневру

«Впрочем, решение принято, и это делается, хотя много кто уже выступил против полной отмены таможенной пошлины и переводе ее фискальной нагрузки на НДПИ. Соответственно, еще остаются шансы на корректирование данного решения», — заключает Адамидов.

Просто есть риски серьезных издержек, как для российских потребителей, так и для нефтяных компаний, для чего в правительстве РФ даже решили подумать о введении «обратного акциза», который будет компенсировать затраты на нефть для некоторых НПЗ.

Можно вспомнить еще и какую острую реакцию подобная политика правительства РФ вызвала в Белоруссии, которая привыкла закупать нефть в России по внутренним российским ценам и не готова к тому, что она скоро будет стоить у нас, как на мировом рынке.

«На самом деле, для российской нефтяной отрасли неважно, какой здесь будет налоговый механизм. Главное, чтобы он был прозрачный и долгосрочный, а вся ситуация рождает риски того, что принятые правила могут быть изменены на ходу», — резюмирует Адамидов.

Повышение таможенной пошлины на нефть поставило новые вопросы по налоговому маневру

Просто есть существенная разница в мышлении между Минфином, который волнует выполнение трехлетнего бюджетного плана, и нефтегазовой отраслью, где счет идет на десятилетия, а планирование выстраивается на 25 лет и более.

«Поэтому между нефтяниками и Минфином часто происходит непонимание», — констатирует Адамидов.

rueconomics.ru