На днях Крым отметит пятилетний юбилей референдума, провозгласившего воссоединение с Россией. Но уже на следующий день после голосования республика столкнулась с целым рядом вызовов и проблем, которые нужно было срочно решать. О первых шагах интеграции региона в российские реалии ФБА «Экономика сегодня» рассказал глава Республики Крым Сергей Аксёнов.
— Референдум 16 марта 2014 года стал историческим событием, но Крым пришел к нему с негативным наследием от Украины – какие проблемы были первоочередными?
— Наверное, главное украинское «наследие» нашего региона — ветхая инфраструктура. Например, износ сетей водоснабжения, большинство из которых было проложено еще в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века, составляет от 70 до 100%.
Сложная ситуация и с состоянием дорожной сети. В Крыму нормативным требованиям соответствует только 20% региональных и межрегиональных дорог и 18% муниципальных. При том, что парк автотранспорта к сегодняшнему дню увеличился вдвое в сравнении с 2014 годом и продолжает расти.
И так практически в каждой сфере – большие и несомненные успехи российской пятилетки соседствуют с серьезными проблемами. Мы потеряли почти четверть века на развитие, и теперь должны наверстать упущенное в кратчайшие сроки.
— Есть ли стратегии для исправления ситуации?
— Украина довольно быстро «выветрилась» из крымской атмосферы, из сознания людей, как будто и не было этих 23 лет. Нужно было решать проблемы, которые стояли довольно остро. И делать это не точечно, а планомерно. Сейчас развитие Крыма сегодня определяют несколько стратегических документов.
Во-первых, это майский указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года». Во-вторых, госпрограмма развития Крыма и Севастополя, которую недавно утвердил глава правительства Дмитрий Медведев. До 2022 года наш регион должен достичь среднероссийских показателей социально-экономического развития.
На сегодняшний день утверждено 46 региональных проектов, которые охватывают практически все сферы – от создания комфортной городской среды и экологии до поддержки бизнеса и цифровых технологий.
Еще один важнейший документ, определяющий нашу работу – это Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. Её главными целями являются создание инновационной и инвестиционно привлекательной экономики, повышение уровня жизни крымчан.
— Вскоре после референдума Крым столкнулся с блокадами Украины – насколько эти вызовы были серьезны?
— Порядка 80% пресной воды и электроэнергии Крым получал с Украины. На украинскую территорию были «завязаны» транспортная сеть, логистика, экономика, финансовая система. Поэтому, конечно, блокады стали серьезным вызовом.
Например, энергоблокада могла привести к полному разрушению энергетической системы полуострова, создала реальную угрозу жизням и здоровью людей. Предотвратить катастрофу помогли профессиональные и оперативные действия энергетиков, МЧС, органов власти всех уровней. Напомню, энергомост из Кубани в Крым, проложенный в кратчайшие сроки, запускал лично президент Владимир Путин.
С другой стороны, украинская власть, устраивая блокады, сама ускорила освобождение полуострова от опасной инфраструктурной зависимости. Слава Богу, сегодня полуостров ни в чем не зависит от сумасшедшего киевского режима.
— Чем сейчас принципиально отличается Крым образца 2013 года и 2019-го?
— Отличия видны невооруженным глазом. Достаточно посмотреть на новые объекты, которые были построены за пять лет «с нуля». Это и Крымский мост, и новый аэровокзальный комплекс Международного аэропорта «Симферополь», и трасса «Таврида», и новые электростанции, детские сады, школы, медицинские центры. Нагляднее все выглядит в цифрах.
Объемы промышленного производства за пятилетку увеличились вдвое. С 2014 года создано около 21 тысячи новых мест в детских садах – при Украине учреждения для дошкольников, наоборот, только закрывались. Впервые за последние полвека, а то и больше, отремонтирован ряд знаковых для Крыма учреждений культуры. Ведется реконструкция и строительство спортивных объектов, чего тоже не было уже несколько десятилетий.
Собственные доходы республиканского бюджета выросли в сравнении с украинскими временами почти в два с половиной раза. Это позволило в разы увеличить финансирование всех отраслей. Например, расходы на развитие социальной сферы увеличились более, чем вдвое. Финансирование образования увеличилось почти втрое, культуры - в три с половиной раза, спорта – почти в 4 раза, здравоохранения – вдвое даже без учета средств ФОМС.
Поддержка некоторых отраслей увеличилась по сравнению с украинскими временами даже не в разы, а в десятки раз. Например, объёмы финансирования мероприятий по охране окружающей среды выросли почти в 23 раза в сравнении с 2013 годом.
— Из-за перехода под российскую юрисдикцию Крым оказался под санкциями Запада – стали ли они катастрофичными?
— На развитие экономики и социальной сферы санкции практически не влияют. А иностранных инвестиций в Крыму не было и в украинский период. С другой стороны, можно говорить об упущенных возможностях для крымских производителей в плане экспорта своих товаров на европейские рынки, в плане развития портов и морских перевозок.
Санкции – это попытка Запада наказать крымчан за их выбор, дискриминация по политическим мотивам. Об этом недавно говорил и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, комментируя отказ в выдаче жителям полуострова шенгенских виз. Права человека интересуют западные страны только в качестве инструмента для достижения своих геополитических целей. И санкции – наглядное тому подтверждение.
— В России либерально настроенные политики утверждают, что страна «много потеряла» с присоединением Крыма. Что бы вы им ответили?
— Что можно ответить человеку, который отказывает в помощи и защите ближнему, опасаясь за свои шкурные интересы? Это трусливое и недостойное поведение, которое никому не добавляет авторитета. Ни конкретным людям, ни государству. Бухгалтерский подход не может быть определяющим, когда речь идет о национальных интересах — это разрушительная позиция, граничащая с предательством.
В девяностые годы Запад хвалил Россию, никаких санкций не было, но процветания это не принесло — наоборот, страна стояла на грани распада, а народ продолжал нищать. И лишь после того, как наше государство вернулось на свой исторический путь великой державы, начался подъем, в том числе, и экономический.
Отказ от защиты Крыма означал бы возвращение в девяностые, национальную катастрофу. Поэтому в 2014 году президент Путин принял единственно правильное решение. Россия просто не могла поступить иначе, не могла бросить в беде миллионы соотечественников.
Думаю, что отношение к российскому Крыму – это та «лакмусовая бумажка», которая проявляет глубинную сущность людей, их убеждения и истинные
приоритеты. Можно сказать, что это тест на патриотизм.