Протест Японии на российские военные учения на Курильских островах является традицией для двусторонних отношений данных государств – считает старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.
Российские военные учения на Курилах вызвали реакцию в Японии
Дело в том, что официальный Токио выразил Москве протест по поводу российских военных учений на южных Курилах, охарактеризовав их в качестве неприемлемых. Впрочем, в Японии отметили, что переговоры с Россией по этому вопросу будут продолжены.
Напомним, что между Россией и Японией до сих пор не заключен мирный договор по результатам Второй мировой войны, причем это происходит по той причине, что Токио не признает результаты этого события и претендует на четыре южнокурильских острова. Это обстоятельство отравляет российско-японские отношения и не позволяет нашим странам подписать важные межгосударственные соглашения.
«Сегодня ситуация в российско-японских отношениях является такой, когда в них присутствуют моменты, которые должны заставить экспертное сообщество данных стран скорректировать свои позиции по столь специфическому вопросу», — констатирует Казаков.
Как замечает эксперт, здесь присутствуют тревожные ожидания, которые обусловлены тем, что на практике движение вперед в рамках данного процесса не привело к позитивным результатам с точки зрения подписания мирного договора.
Здесь нужно заметить, что тема подписания мирного договора между Россией и Японией является магистральной в отношениях этих двух стран, причем стороны здесь принимали значительные усилия, включая и проведение переговоров на всех возможных уровнях.
Это были встречи, как на уровне глав государств, так и министров иностранных дел, включая и формат 2+2, когда к руководителям МИД России и Японии добавлялись национальные министры обороны. Так что, все это накладывается и на проблему безопасности.
Таким образом, эти военные учения не являются сюрпризом для Японии, поскольку данный вопрос обговаривался в рамках формата 2+2 между министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу и его японским коллегой Ицунори Онодэра.
Например, Шойгу в августе прошлого года по этому поводу заявил, что российская и японская сторона обменялись своими оценками создавшейся ситуации и пришли к выводу, что диалог военных ведомств является важным фактором стабильности в АТР. Все это говорит о том, что эти учения со стороны России не являются сюрпризом для японского политического руководства, а сам процесс является транспарентным.
«Впрочем, ситуация, когда проблема Курильских островов не разрешается, может вызвать серьезные риски в самой Японии, в результате которых критика премьер-министра Синдзо Абэ внутри японской политики качественно усилится», — резюмирует Казаков.
Японская реакция на российские учения на Курилах носит технический характер
Конечно, все это сказывается и на компоненте безопасности, но вряд ли существенно. При этом, в самой Японии есть настроения, чтобы политическое давление в отношении России ужесточилось. В то же время, несмотря на подобные настроения, японская внешняя политика является инерционной, и это свидетельствует о том, что истеблишмент данной страны не любит делать резких движений.
«Это говорит, что до момента окончания перекрестного года России и Японии, который приурочен к саммиту G20 в Токио в 2019 году, скорее всего, никаких резких движений в российско-японских отношениях со стороны Токио не будет», — заключает Казаков.
Что касается самого военного фактора, то, как считает Олег Игоревич, он не имеет доминирующего значения в наших отношениях. Так что, все эти моменты, связанные с Курильскими островами, не влияют на общий контур переговоров России и Японии.
«Россия не угрожает Японии, а Япония не угрожает России, поэтому Москва и Токио не видят друг в друге врага. Так что, эти учения, которые проводятся российскими военными на Курильских островах, не угрожают японской стороне», — констатирует Казаков.
По мнению эксперта, Россия и Япония воспринимают эти военные учения в качестве регулярного фактора, поэтому эта реакция со стороны официального Токио носит технический характер и должна подтвердить позицию японской стороны по Курильским островам.
«Россия и Япония воспринимают данные учения за регулярный фактор, в рамках которого Токио столь же регулярно негативно на них реагирует. Соответственно, это заявление Токио не влияет на качество наших двусторонних отношений», — резюмирует Казаков.
Российская сторона, естественно, не обращает внимания на эти заявления со стороны Японии и будет продолжать дальше проводить свои военные учения на Курильских островах, и это еще раз подтверждает, что данный вопрос является частью более крупной проблемы.
«В России понимают, что любые военные учения, которые затрагивают, как говорят в Токио, спорные острова, негативно воспринимаются в Японии, но все эти японские неудовлетворения являются политическим шагом», — заключает Казаков.
Просто японцы хотят опять здесь акцентировать внимание на своей позиции, которую они не могут реализовать путем переговоров.