Полная ликвидация последствий аварии на АЭС в Фукусиме, произошедшей 11 марта 2011 года, может занять десятилетия. По уровню воздействия на окружающую среду некоторые эксперты ее называют страшнее Чернобыльской аварии. Одна из основных причин замалчивания масштаба проблем ведущими западными СМИ доктор технических наук, профессор Владимир Кузнецов связывает с подходом японской компании ТЕРСО, стремящейся засекретить любую информацию.
Проблемы ликвидации последствий аварии на АЭС
Вернуться к своим родным местам на северо-востоке Японии после мощного землетрясения и цунами, которое привело к аварии на АЭС в Фукусиме 11 марта 2011 года, до сих пор не могут более 50 тысяч человек. Они были эвакуированы восемь лет назад вместе с другими сотнями тысяч людей после аварии и последующего выброса радиоактивных частиц. Как сообщает агентство Kyodo, полная ликвидация последствий аварии на АЭС может занять еще десятилетия.
Более того, японское правительство и компания-оператор станции до сих не придумали способа извлечения из трех поврежденных реакторов радиоактивного мусора и расплавленного топлива. В итоге по уровню воздействия на окружающую среду некоторые эксперты считают аварию на Фукусиме опаснее Чернобыля. Это подтверждает и наивысший уровень по Международной шкале ядерных событий, который был присвоен катастрофе на «Фукусиме-1». Аналогичного уровня ранее удостаивалась только авария на Чернобыльской АЭС.
«О проблемах «Фукусимы» можно говорить долго, главная из которых заключается в том, что компания TEPCO оказалась не готова к ликвидации последствий такой аварии. Спустя восемь лет компании так и удалось обуздать проблему. И здесь даже не стоит сравнивать ее с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.
Как бы не хаяли Советский Союз, но он бросил весь административный ресурс страны на ликвидацию последствий той аварии, на «Фукусиме» же все растянулось на значительный промежуток времени. Компания экономит на всем, в том числе на ликвидаторах аварии. Усугубляет ситуацию непоследовательный подход, словно японцы просто хотят показать хоть какую-то работу без достаточной технической проработки всех вопросов», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» Владимир Кузнецов.
Очень большое значение играет фактор, связанный с расположением самой станции и климатической обстановкой в том районе. Станция находится на берегу моря, в низине гористой местности. По словам нашего собеседника, когда приходит ураган, то с дождями к АЭС отправляется гигантские объемы воды, вымывающие
радиоактивные вещества в океан.
Замалчивание Западом последствий катастрофы
«Вместо того, чтобы построить долговременные хранилища, которые будут хранить радиоактивные отходы десятилетиями, они делают все тяп-ляп и подешевле. В результате ветер с порывами до 30 метров в секунду рвет пакеты, в которых находятся радиоактивные отходы, и отправляет их в окружающую среду. Так происходит на протяжении всех восьми лет после аварии», — отмечает эксперт.
Таким образом, в океан ежегодно попадает до 300 тонн радиоактивных отходов. И это будет происходить неопределенно долго, так как в ближайшие годы проблема не может быть устранена. Самое же неприятное в катастрофе на Фукусиме, что масштабы экологической катастрофы искусственно замалчиваются. О ней практически не говорят западные политики, известные ученые или ведущие СМИ.
«Японцы пытаются засекречивать всю информацию, она идет крайне дозировано, никого другого они к месту аварии не пускают. Я сам участвовал в подготовке проекта и даже передал его через японское отделение «Международного зеленого креста», предлагая провести независимый мониторинг тех районов, где произошла подобное радиоактивное загрязнение. В TEPCO получили бумаги, но ответа так и не дали.
При этом сами японцы не в состоянии даже обеспечить минимальный радиационный контроль. В которых городах и районах около Фукусимы людям запретили ночевать, но они постоянно туда ездят, охраняют свое имущество, после чего машинами и ногами растаскивают радиационную грязь по всей стране», — отмечает Владимир Кузнецов.
Ранее эксперты связывали замалчивание проблемы напрямую с бизнесом японской компании TEPCO, которая является дочерним предприятием General Electric, считающейся одной из крупнейших компаний в мире и контролирующей многочисленные СМИ и политиков. Но если бы похожая ситуация произошла в России, то история не сходила с первых полос западных газет и журналов десятилетиями, а любое засекречивание информации называлось бы преступлением. При этом Японии такой подход пока сходит с рук, а западные СМИ и экологические организации стараются не привлекать к проблеме общественное внимание.