Крым сегодня отмечает пятилетний юбилей – 16 марта 2014 года жители полуострова единодушно проголосовали за воссоединение с Россией. Что предшествовало историческому событию, как Киев пытался его сорвать, с какими проблемами регион столкнулся уже на следующий день, ФБА «Экономика сегодня» рассказал глава Республики Крым Сергей Аксёнов.
— Решение о проведении Референдума в марте 2014-го принималось оперативно – насколько сложно было в той ситуации заниматься сразу политическими и организационными вопросами?
— Дата голосования переносилась трижды: сначала референдум назначили на 25 мая, потом перенесли на 30 марта, и, наконец, утвердили дату 16 марта. Крымчане требовали провести голосование как можно быстрее. Все понимали, что киевская власть способна на все, и нельзя давать ей время на подготовку провокаций.
Главной задачей было обеспечить безопасность и условия для свободного волеизъявления граждан. То есть, во-первых, блокировать украинские воинские части. Во-вторых, не дать экстремистам - как приезжим, так и местным, - раскачать ситуацию. Обе задачи мы успешно решили – спасибо «вежливым людям» и народному ополчению Крыма.
Остальное, в принципе, было делом техники. Члены избирательных комиссий и все, кто помогал подготовить голосование, сработали на «отлично». Были открыты более 1,2 тысячи избирательных участков, напечатаны оснащенные всеми необходимыми степенями защиты от подделок бюллетени.
Наблюдатели, в том числе, международные, высоко оценили уровень проведения референдума, он соответствовал всем общемировым стандартам - как в юридическом плане, так и с точки зрения организации процесса.
— Изначально были сомнения в результатах голосования?
— Нет. Все – в том числе, и наши враги, — знали, что Крым проголосует за Россию. Мы с коллегами предполагали, что за воссоединение выскажется порядка 90 процентов участников референдума. На деле получилось еще больше – почти 97 процентов.
— Опасались ли вы с соратниками провокаций и диверсий в день голосования, как обеспечили безопасность избирательных участков и крымчан?
— Мы ожидали провокаций и были готовы к любому развитию событий. Прежде всего, сосредоточились на охране границы с Украиной — на том, чтобы не допустить в Крым экстремистов. На блокпостах, которые были установлены на въездах на полуостров, дежурили ополченцы, казаки, бойцы «Беркута».
Они отлавливали представителей «Правого сектора»11 (организация запрещена в России судом), других экстремистских группировок, которые пытались проникнуть на нашу территорию. Изымали у незваных гостей оружие, боеприпасы, «коктейли Молотова» и выдворяли на сопредельную территорию.
Конечно, мы максимально усилили и охрану избирательных участков - там дежурила не только милиция, но и бойцы народного ополчения. Да и сами крымчане в те дни проявляли повышенную бдительность.
— Какова была роль знаменитых «вежливых людей», ставших впоследствии практически символом освобождения Крыма от Украины?
— «Вежливые люди» обеспечили безопасность крымчан и помогли создать условия для свободного волеизъявления граждан, для организации легитимного голосования.
— Что предпринимал Киев для срыва голосования?
— Применить против крымчан силу украинским властям не дали, поэтому они пытались пакостить везде, где только могли. Например, заблокировали сервер избиркома, на котором хранились списки избирателей. Но у нас были перечни, которые использовались при проведении выборов в Верховную Раду Украины в 2012 году. Их и взяли за основу.
Примерно в те же дни украинское казначейство заблокировало средства, которые предназначались для выплаты зарплаты крымским бюджетникам и социальных пособий. Киев рассчитывал этим вызвать массовое недовольство населения. Но и эта проблема была быстро решена - люди получили причитающиеся деньги вовремя вопреки усилиям украинских политиков.
— Как отреагировали жители полуострова, когда окончательные итоги референдума были объявлены?
— Радость, ликование, эйфория – это невозможно описать словами. Конечно, было огромное облегчение, будто камень с души свалился. Ведь до этого все мы жили в напряжении. Как реагируют люди, когда исполняется то, о чем они мечтали многие годы? Это был колоссальный духовный подъем. Энергия Крымской весны изменила не только полуостров, но и всю Россию.
— После голосования началась большая работа по интеграции региона, реорганизации структур власти – насколько масштабными стали новые задачи?
— Объем работы был колоссальный. Без помощи президента Владимира Путина, правительства, поддержки российских регионов мы бы не справились. Нужно было заново выстроить финансовую, налоговую, бюджетную системы, решать вопросы, связанные с водной и экономической блокадой со стороны Украины.
А еще крымские предприятия в одночасье потеряли традиционные связи и рынки сбыта – их переориентация на партнеров в России стала сложной и первостепенной задачей. Кроме того, мы столкнулись с необходимостью в кратчайшие сроки обеспечить выдачу крымчанам российских паспортов, провести ускоренную интеграцию республики в правовое, экономическое, гуманитарное пространство РФ.
На сегодняшний день интеграционные процессы полностью завершены. Построены ключевые объекты новой транспортной и энергетической инфраструктуры, которые являются основой новой экономики Крыма. Идет обновление социальной инфраструктуры. Создан прочный
фундамент для устойчивого развития Крыма как полноправного российского региона.
1 Организация запрещена на территории РФ.