Задержка Минфином запуска индивидуального пенсионного капитала (ИПК) говорит о том, что система еще не доработана до «идеальной» для публичных дебатов. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
«Вопросов к системе ИПК сейчас очень много, и презентуемый Минфином проект должен четко на все ответить. Главный вопрос – что человек, отработав 25-30 лет, получит в день выхода на пенсию. Россия не умеют считать, и зададут вопросы чиновникам, основываясь на простых расчетах. Модели пенсионных систем в мире действуют разные, главное – чтобы человек увидел выгоду в предложенном проекте. И сам захотел поучаствовать в нем, а не был подключен „по умолчанию“, как уже предлагалось.
К примеру, в Германии пенсия состоит из трех составляющих. Первая – аналог российской страховой, на которую в обязательном порядке отчисляются средства. Вторая – корпоративная, туда солидарно перечисляют деньги сотрудник и работодатель по соглашению. Третья – индивидуальная, ее человек всю жизнь копит сам. В итоге по выходу на пенсию работник получает довольно солидный капитал, примерно 20% которого он собрал за счет собственных инвестиций в ИПК, а это немало», — отмечает сенатор.
Директор департамента финансовой политики Минфина Яна Пурескина рассказала: ведомство задерживает запуск системы ИПК из желания сделать реформу идеальной. "Ключевая история в том, что для старта этой реформы нам нужно включение большинства населения для того, чтобы она заработала и начала работать эффективно. Население должно правильно понять идеи, которые вложены в реформу, довериться в этом смысле государству и включиться в инфраструктуру ", — сказала она на рабочей группе в Госдуме.
«Просто заявив о создании ИПК не получится привлечь россиян в массовом порядке копить на пенсии. Должна появиться система, при которой работодатель, не желая терять ценного сотрудника, предложит добавлять некий солидарный процент к его отчислениям. При этом у самого работника должен быть выбор, куда инвестировать средства – где-то ниже процент, но больше сохранность, в другом случае при повышенных рисках есть возможность существенно вложения приумножить.
И, безусловно, ИПК должен наследоваться, как принято на Западе – добровольные отчисления „на старость“ не могут „сгореть“ со смертью владельца. Очень опасный заход делался, когда предлагалось подключать россиян к системе без их согласия – это типичная ошибка, когда подход финансиста сразу вызывает неприятие граждан. Человек хочет получить выгодный и понятный проект, который сделает его старость безбедной – задача чиновников разработать и все разъяснить», — подчеркивает парламентарий.
Без спешки
Концепцию ИПК Минфин разрабатывает совместно с Центробанком. Предварительный проект, как заявлялось, подразумевал, что накопления станут собственностью граждан. Предлагалось, чтобы ИПК формировались и хранились в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), куда граждане смогут направлять средства как через работодателей, так и самостоятельно. Стартовым капиталом могут стать средства, аккумулированные ранее в рамках отчислений на накопительную часть пенсии по старому механизму.
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов ранее заявил, что рассчитывает на запуск механизма ИПК с 2020 года. Главный вопрос — будут удержания производиться с зарплаты каждого работника или от фонда заработной платы предприятия? То есть, помимо 13-процентного подоходного налога, работники выплатят в ПФР 6% от зарплаты или взносы будут выделены из нынешних 22 процентов отчислений от ФЗП, которые сейчас направляются полностью на страховую часть пенсии.
«Пока проект концепции ИПК не готов и не предложен, сказать что-то конкретное невозможно. Известны лишь основные принципы, которые обязаны быть туда заложены. Человек не должен становиться бедным или обузой после выхода на пенсию, а получать определенный капитал и в какой-то мере становиться инвестором. При этом целым комплексом финансовых мер придется подогреть желание россиян копить на старость.
В определенной мере это получилось в 2007 году, когда вводили накопительную часть пенсий – десятки миллионов человек воспользовались этой системой, пока ее не заморозили. И концепт ИПК должен объяснить, как эти накопления объединятся с новыми – у прежних была другая природа, они формировались по иным принципам и расходоваться имели право по другому закону. То есть вопросов пока куда больше, чем ответов.
Потому, на мой взгляд, заявления членов правительства о запуске системы ИПК в 2019 году, поспешное. Пока никто не видел этих проектов, их даже тезисно не выносили на обсуждение. А дебаты явно будут непростыми – ответить придется на тысячи вопросов россиян. В первую очередь ответить, почему россиянин честно заработанные должен откладывать, а не тратить сегодня.
Быстро это сделать не удастся, а ведь еще предстоят общественные слушания и дебаты в Госдуме. На мой взгляд, перспектива
внедрения ИПК в 2019 году выглядит призрачной, появится она не раньше 2020 года», — заключает Валерий Рязанский.