Филиал

казенного учреждения

ХМАО-Югры

"Центроспас-Югория"

по Кондинскому району

ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ

поселка городского типа Мортка

адрес: 628206, пгт. Мортка,

ул. Пушкина, 2.

тел: 8 (34677) 30-154, 31-003

эл.адрес: spas-konda@yandex.ru

Помощь пожарному

НОВОСТИ

Нормативно-правовая база

Охрана труда

Караульная служба

Основные термины

Пожарная техника и вооружение:

Тактика тушения пожаров

Водоснабжение

ГДЗС

Пожарно-строевая подготовка

Медицинская подготовка

История пожарной охраны России

Тесты

Сайты коллег

Архив видео

Архив фото

Гражданская оборона и ЧС

Профилактика

Пожарная безопасность в бизнесе

Геральдика МЧС России

Материально-техническое обеспечение (МТО)

Друзья сайта

ПЧ-27 Братск ПОЖАРУ-НЕТ! грузоперевозки

Личное время

- ПОЖАРЫ -

Ищем по сайту

Пожарные самолеты и вертолеты

На основе учебно-методического пособия А.В. Белых (Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 1999)

1. Введение

2. Преимущества применения авиации

3. Исторические аспекты тушения лесных пожаров с помощью авиатехники в СССР

4. Водосливные устройства (ВСУ) и выливные авиационные приборы (ВАП)

5. Пожарные самолеты:

5.1 Самолет Ан-2

5.2 Самолет Ан-26П

5.3 Самолет Ан-32П

5.4 Многоцелевой реактивный самолет-амфибия БЕ – 200

6. Пожарные вертолеты

6.1 Применение вертолетов в городе

6.2 Многоцелевой вертолёт Ка-26

6.3 Пожарно-спасательный вертолёт Ка-32А

6.4 Многоцелевой вертолёт Ми-8ТЛ

6.5 Многоцелевой вертолёт Ми-26ТП

7. Применение самолетов для тушения по-жаров и спасания людей за рубежом

8. Применение вертолетов для тушения пожаров и спасания людей за рубежом

9. Выводы

Введение

Среди проблем охраны и воспроизводства лесных ресурсов одна из наиболее актуальных – борьба с лесными пожарами. На земном шаре ежегодно возникает более 200000 лесных пожаров, повреждающих около 0,5 % общей площади лесов и выбрасывающих в атмосферу миллионы тонн продуктов сгорания.

Разрушительное действие стихийных пожаров вызывает необходимость эффективного управления огнем и борьбы с лесными пожарами. В нашей стране охрана лесного массива от пожаров – одна из важнейших государственных задач, решение которой возлагается на предприятия, учреждения и организации государственных органов лесного хозяйства, а также других министерств, государственных комитетов. Особое место в существующей системе охраны леса от пожаров принадлежит специализированной авиационной службе, созданной в рамках государственных органов лесного хозяйства

Преимущества применения авиации

Преимущества применения авиации определяются прежде всего быстротой реагирования, оптимальной обзорностью и возможностью маневрировать при изменении ситуации.

Авиационная техника, используется в основном для решения следующих задач:

  1. воздушного наблюдения за лесными массивами, разведки зон лесного пожара и руководства его тушения;
  2. непосредственного тушения пожаров с воздуха водой или раствором замедлителя горения (ретарданта) в местах, не-доступных для наземных пожарных команд;
  3. для сдерживания распространения пожара до прибытия наземных команд;
  4. для снижения температуры в зоне пожара;
  5. для облегчения доступа к очагу пожара наземных команд;
  6. прокладки защищаемых полос с помощью воды, пены, раствора химических веществ;
  7. для предотвращения распространения огня;
  8. доставки к месту пожара людей, оборудования и огнету-шащих веществ;
  9. эвакуации людей с высоты и высотных зданий;
  10. предупреждения о переходе низового пожара в верховой.

Исторические аспекты тушения лесных пожаров с помощью авиатехники в СССР

В 1932 – 1935 гг. в СССР были проведены опыты по тушению лесных пожаров из баков-аэроопрыскивателей растворами химикатов и созданию заградительных полос с самолетов “ПО-2”(длиной 100 м) и “П-5” (длиной 200 м). Однако дозировка раствора на полосе (100-200 м), созданной с самолета, составляла менее 0,5 л/м² и не обеспечивала тушения даже слабого низового пожара. В 1952 – 1954 гг. произведены испытания 1000 литрового авиационного опрыскивателя (АПО) с самолета “АН-2”. Огнегасящую жидкость заливали в АПО при помощи мотопомп из емкостей, установленных на аэродроме, и выливали с летящего самолета на высоте 25 м под давлением 5 атм. за 5 с, создавая на открытом месте полосу 80100 м. При этих опытах достаточно смачиваемую полосу создать не удалось.

В 1955 – 1957 гг. бак АПО устанавливали на вертолете “МИ-4”, а состав выливали с помощью мотопомпы с высоты 5-10 м при скорости вертолета 10-20 км/ч. Однако непосредственное тушение кромки огня не удавалось, так как воздушные потоки от винта разбивали струю жидкости, не создавая надежной заградительной полосы. В 1961 г. на “МИ-4” сконструировано легкосъемное оборудование, состоящее из двух баков по 500 л каждый и мотопомпы МП-800. Однако и эта конструкция не позволила получить желаемых результатов.

Опыты по применению вертолетов при тушении пожаров путем разбрасывания с них огнегасящих жидкостей были продолжены и в 1967 г. На вертолете “МИ-6” установили мягкую емкость из прорезиненной ткани на 10000 л, из нее производился сброс жидкости и подача ее через мотопомпу со специальным стволом. Однако результаты остались неудовлетворительные.

Опыты 1934 – 1950 гг. по сбрасыванию с летящих самолетов авиахимических бомб емкостью от 1 до 5 л, металлических бомб емкостью 16 л щелочно-кислотного состава под давлени-ем, а также серии фугасных авиабомб для создания минерализо-ванной полосы положительных результатов не дали.

Водосливные устройства (ВСУ) и выливные авиационные приборы (ВАП)

В 70-е годы было разработано водосливное устройство (ВСУ) к вертолету “КА-26” и “МИ-8Т”. ВСУ к вертолету “КА-26” состоит из бака (на внешней подвеске) объемом 320 л, а с установкой заглушек в верхней части бака – 420 л. Забор воды из водоема производится методом зачерпывания, а слив к месту пожара – опрокидыванием бака. Размер смоченной полосы при сливе воды над открытым местом – 5x30 м. На практике ВСУ хорошо зарекомендовали себя при тушении точечных очагов (10x10), особенно в горах. Однако в связи с ограниченным применением в авиалесоохране вертолета “КА-26” ВСУ не нашло широкого применения.

С 1979 г. применяется ВСУ на вертолете “МИ-8Т”, с помощью которого можно тушить низовые лесные пожары путем слива воды на горящую кромку или создания заградительной полосы перед фронтом распространяющегося огня. ВСУ на внешней подвеске с зависшего вертолета заполняется 1,5 - 2 м³ воды, а затем транспортируется к месту пожара. За один слив образуется смоченная полоса размером 10x110 м на открытом месте и 10x60 м под кронами насаждений. При тушении отдельных очагов и небольших пожаров с зависшего вертолета смачивают площадь 30x60 м на открытом месте и 15x30 м под пологом спелого насаждения.

Применение ВСУ целесообразно при тушении лесных пожаров в начальной стадии развития, если они удалены от места образования пожара на расстояние около 20-30 км или на расстояние 40-60 км, но при расположении водоема не далее 5 км. ВСУ, как и мягкие емкости П-1.00 на висящей подвеске, “МИ-8” могут досталять к месту работ, и оставлять на площадках вдоль кромки пожара для использования воды пожарными из ранцевых огнетушителей.

В конце 1988 г. был спроектирован, а в начале 1989 г. изготовлен экспериментальный образец выливного авиационного прибора (ВАП), состоящего из двух цилиндрических емкостей, вмещающих по 16000 литров каждая. Для простоты выполнения в конструкции использовались стальные трубы, применяемые в магистральных трубах и газопроводах, с наружным диаметром 1220 мм и толщиной стенки 14 мм.

Проведенные летные испытания по определению устойчивости и управляемости самолета при сливе воды в различных сочетаниях (раздельно, залпом, с разным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч) подтвердили правильность выбранной концепции. Площадь поверхности орошения при последовательном сливе из двух баков составила 600x80 м при скорости полета 280 км/ч и высоте слива 80 м. При сливе воды одновременно из двух баков площадь составила 400x100 м. Концентрация жидкости на земле превышала 5 л на 1 м² в центре зоны сброса с постепенным уменьшением к периферии. Время сброса воды составило около 8 с.

Летом 1990 г. появилась возможность испытания самолета с ВАП на реальных пожарах в Красноярском крае. Тушение пожаров проводилось в тайге на равнине, холмистой местности (высота рельефа до 600 м) и в горах (высота рельефа до 2500 м). Сбросы воды велись по единичным(2-5 га) очагам пожаров средней интенсивности и по крупным пожарам (до 50 га). Так была освоена методика полета самолета тушения лесных пожаров с самолетами в районах со сложным рельефом местности.

К началу 1993 г. в отраслевом конструкторском бюро ОКБ спроектировали ВАП-2 с объемом резервуаров 42000 л. Был получен заказ от МЧС России на производство пяти экземпляров системы. Общая масса ВАП-2 с водой составила около 45 т. Принципиально конструкция системы не изменилась. Два цилиндрических резервуара, объемом по 21000 л каждый, изготовлены из алюминиевого сплава с толщиной стенки 5 мм. В передней части резервуаров сверху размещены заливные горловины с двумя заливными узлами под стандартные пожарные рукава. Там же находятся шланги перелива, которые выводятся за борт самолета через передние двери и предотвращают перелив жидкости в кабину при заправке. В задней части резервуаров на петлях подвешены крышки слива, закрепляющиеся специальным прижимным замком. Открытие крышек производят два оператора через систему тяг и качалок.

Операторы по внутреннему переговорному устройству от штурмана получают команду на открытие крышек. Жидкость при сливе попадает из резервуаров в желоба, установленные на рампе, по ним стекает к обрезу рампы и выливается наружу. Вся конструкция ВАП-2 крепится к полу грузовой кабины штатными швартовочными цепями. Для перемещения ВАП-2 по земле предусмотрен съемный колесный ход и водило. Четыре человека, используя передвижные тельферы на потолочной части самолета, загружают и швартуют ВАП-2 за полтора-два часа. Самолет с ВАП-2 применялся на реальных пожарах летом 1993 г. в Крыму и осенью в районе Кисловодска - Железноводска. Ил-76 с ВАП работали на выставке “Средства спасения - 94” в Москве, демонстрируя свои летные возможности на полигоне МЧС России в Норильске.

В октябре 1995 г. в г. Жуковском успешно были проведены испытания Ил-76 с ВАП-2 по сливу специальной огнегасящей пены, которая используется наряду с водой и ретардантом при тушении лесных пожаров. Конструкторская мысль не стоит на месте. Оценивается уже следующий вариант ВАП, способный вместить 60000 л воды.

Пожарные самолеты

Имеющиеся в составе оперативных отделений средние самолеты АН-26 обеспечивают быструю переброску резервных парашютно-пожарных команд на значительные расстояния непосредственно к местам лесных пожаров.

В нашей стране разработаны два варианта конструкции выливного устройства (внутрифюзеляжного и наружного) вместимостью 4000 л для лесопожарного варианта транспортного самолета АН-26П. Результаты применения самолета показали, что длина смоченной полосы с дозировкой 1л/м² и более при полете со скоростью 240-270 км/ч на высоте 30 м над кронами деревьев составила около 40 м при ширине от 10 до 40 м. Слив 2%-ного раствора пенообразователя на этих же режимах полета создает пятно диаметром 60 м, толщиной слоя пены от 30 до 120 мм.

Представляет интерес опыт искусственного вызывания осадков при наличии благоприятных облачных образований с помощью установки серийных контейнеров АСО-2И-Е7Р с метео-патронами МП-26 ”метео” на самолеты АН-30 или на ”циклон-осадки” АН-26.

Наибольшее распространение в авиалесоохране получил самолет АН-2, способный брать на борт 8 парашютистов с противопожарным и полевым снаряжением. В зависимости от режима работы он может пролететь расстояние до 1000 км, пробыть в воздухе до 7 часов. На нем может быть установлено звуковещательная станция (ЗСВС) для передачи информации на землю.

Для доставки парашютистов-пожарных в район лесного по-жара самолет АН-2 оборудован тросом для зацепления карабинов вытяжных фал, звуковой и световой сигнализацией, страхующей подвесной системой. Современное навигационное и пилотажное оборудование самолета позволяет высаживать парашютистов пожарных строго с заданной высоты и выполнять полеты вне видимости земли.

Самолет АН-2 взлетает с грунтовых аэродромов и площадок. Длина разбега при взлете 160-190 м, длина пробега при посадке 215-430 м. Водный его вариант (АН-2В на поплав-ках) может садиться на поверхность озер и рек. В поплавки АН-2В вмонтированы заборные и сливные створки. При посадке и взлете с водной поверхности в поплавки забирается по 500 л воды, которую затем сбрасывают на очаг пожара или перед его кромкой, создается смоченная полоса размером 8x100 м. В по-плавковые камеры-отсеки добавляют смачиватель. АН-2В дал положительные результаты при тушении пожаров в сосновых насаждениях с полнотой посадки до 0,8 м в рядках и на открытых местах.

Однако применение самолета АН-2В при тушении развившихся лесных пожаров оказалось неэффективным из-за:

  • недостаточной вместимости водяных баков;
  • недостаточной мощности двигателя;
  • сложности пилотирования.

Самолет АН-2

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

Категория Ан-2 Лёгкий многоцелевой самолёт 1946 год:

  • экипаж 2 чел.;

Двигатель:

  • АШ-62ИР 735,45 кВт (1000 л. с.)/542 кВт (738 л. с.) для взлётного/эксплуатационного режимов соответственно.

Размеры:

  • Длина самолёта (в стояночном положении): 12,4 м;
  • Максимальная высота (в линии полёта): 5,35 м;
  • Размах верхнего крыла (от оси стыковых узлов до края законцовки): 8,425 м;
  • Размах нижнего крыла: 5,795 м;
  • Общий размах верхнего крыла: 18,17 м;
  • Общий размах нижнего крыла: 14,23 м;
  • Площадь крыла: 71,52 м²;
  • Размеры грузовой кабины:
    • длина: 4,1 м;
    • высота: 1,8 м;
    • ширина: 1,6 м;

Массы и нагрузки:

  • Масса пустого самолёта в зависимости от варианта: 3400-3690 кг;
  • взлётная/посадочная: 5500 кг (5250 кг при t воздуха > 15 °C);
  • коммерческой загрузки или химикатов: 1500 кг (12 пассажиров);
  • запас топлива: ≈1240 л.

Лётные данные:

  • крейсерская скорость, км/ч: 150—190, в зависимости от модификации, максимальная — 250;
  • (режим максимальной дальности: 147—175 км/ч, в зависимости от массы);
  • дальность полёта с максимальной полной нагрузкой (с резервами топлива), км: 990;
  • практический потолок, м: 4500 (4200 при взлётной массе 5500 кг).

Самолет АН-26П (лесопожарный)

В 1987 г. на основании поручения Совмина СССР и по техническим требованиям Ленинградского института лесного хозяйства КМЗ совместно с Государственным НИИ гражданской авиации разработали самолет для борьбы с лесными пожарами АН-26П. Затем на КиАПО в такой вариант был переоборудован серийный Ан-26 "80-09" (борт СССР-26661). На машине установили два внешних выливных устройства для огнегасящей жидкости, представлявшие собой 2000-литровые обтекаемые баки со сливными люками (время сброса всего содержимого баков - не более 2с). Вместо этих устройств самолет мог оснащаться контейнерами АСО-2И, вмещающими 384 метеопатрона ПВ-26.

Считалось, что один самолет мог потушить возгорание площадью 3 га при радиусе полета до 430 км. Однако в действительности лесные пожары приобретают гораздо большие размеры, поэтому основным предназначением Ан-26П была локализация или создание заградительных полос. Испытания самолета позволили выработать способы его боевого применения, одним из которых стал сброс содержимого баков с малой высоты (минимум - 50 м) на скорости 230-240 км/ч. Кроме того, самолет мог использоваться для десантирования 30 парашютистов-пожарных и 10 упаковок снаряжения массой по 100 кг, а также тушения методом искусственного инициирования осадков.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

  • Размах крыла, м 29.20.
  • Длина самолета,м 23.80.
  • Высота самолета,м 8.58.
  • Площадь крыла,м2 74.98.
  • >
  • Масса, кг:
    • пустого самолета 15020;
    • максимальная взлетная 23800.
  • Внутреннее топливо, кг 2760.
  • Тип двигателя:
    • основные 2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24ВТ;
    • дополнительный 1 ТРД МНПК Союз (Туманский) РУ-19А-300.
  • Мощность:
    • основные, э.л.с 2 х 2820;
    • дополнительный , кН 7.85.
  • Крейсерская скорость, км/ч 400.
  • Скорость пожаротушения, км/ч 230-249.
  • Радиус действия, км 430.
  • Практический потолок, м 7500.
  • Рабочий потолок, м 1200-1500.
  • Экипаж, чел 3.
  • Полезная нагрузка: 30 пожарных с 1000 кг пожарного оборудования или 4000 л воды.

Модификация АН-26М "Спасатель"

В 1977 г. КМЗ совместно с КиАПО создали первый в СССР самолет неотложной реанимационно-хирургической помощи АН-26М "Спасатель". В его грузовой кабине были оборудованы два отсека: для оказания интенсивной терапевтической помощи четырем больным (тяжелораненым) и хирургический, в котором установили аппараты для подачи наркоза, определения группы крови и ее переливания, искусственного дыхания, кардиосигнализаторы и др. Для отдыха медперсонала предназначался небольшой салон с удобными креслами. В левой мотогондоле была установлена вспомогательная силовая установка ТА-9, которая предназначалась для обеспечения функционирования медаппаратуры на земле при выключенных основных двигателях. В такой вариант были переоборудованы два серийных Ан-26, которые находились в распоряжении Военно-медицинского управления МО СССР. В период испытаний первый "Спасатель" нес окраску Аэрофлота, и его фотографии неоднократно публиковались в прессе. При передаче военным самолет получил традиционный серый колор.

В 2001 г. по заказу Военно-медицинского центра Вооруженный Сил Украины один Ан-26 силами специалистов ВВС был переоборудован в санитарно-транспортный вариант, своего рода летающую "скорую помощь". Состав его специального оборудования по сравнению со "Спасателем" упрощен. Самолет может принять на борт 5 лежачих больных, причем одна койка может быть приспособлена для осуществления интенсивной терапии или выполнения хирургического вмешательства. Самолет получил собственное имя "Вита" (жизнь).

Самолет АН-32П

АН-32П - самолет для тушения лесных пожаров, разработанный в ОКБ Антонова на базе многоцелевого транспортного самолета Ан-32. Самолет обладает следующими основными особенностями: - высокой степенью надежности конструкции и систем, безопасностью эксплуатации, проверенными в процессе длительного срока службы базового самолета Ан-32:

  • возможностью эксплуатации на грунтовых аэродромах благодаря конструкции шасси с пневматиками низкого давления и высокому расположению двигателей, исключающему попадание посторонних предметов в воздухозаборник;
  • высокой энерговооруженностью, позволяющей выполнять полеты с крутыми траекториями при работе в горных условиях;
  • автономностью эксплуатации с возможностью запуска двигателей от ВСУ;
  • способностью выполнять полеты в сложных метеоусловиях.

Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета 10 марта 1995 года выдал сертификат типа ограниченной (специальной) категории на самолет Ан-32П. Наличие сертификата позволяет продавать самолет и эксплуатировать его в странах СНГ без дополнительных проверок и пересертификации. В настоящее время серийное производство самолета освоено на Киевском авиационном заводе "АВИАНТ". Два самолета использовались при тушении горно-лесного пожара в окрестностях Ялты в октябре 1993 г. Опыт их применения (около 100 полетов над горной местностью) показал высокую эффективность этих самолетов. В период отсутствия пожаров предусмотрено переоборудование самолета в аэродромных условиях в стандартный транспортный вариант для перевозки грузов. Для выполнения транспортных операций на самолете имеются: - большой грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, закрывающийся рампой, которая может опускаться на землю и служить трапом или сдвигаться под фюзеляж, что обеспечивает быструю загрузку грузов в самолет с борта автомобиля и удобство при парашютном сбросе грузов и людей; - погрузочное устройство грузоподъемностью 3 т; - съемный рольганг, обеспечивающий парашютный сброс платформ с грузом и перевозку грузов на поддонах.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

  • Размах крыла, м 29.20;
  • Длина самолета,м 23.78;
  • Высота самолета,м 8.75;
  • Площадь крыла,м2 74.98;
  • Масса, кг:
    • пустого самолета 16800;
    • максимальная взлетная 27000.
  • Внутреннее топливо, кг 5445;
  • Тип двигателя 2 ТВД Прогресс АИ-20М;
  • Мощность, э.л.с. 2 х 5180;
  • Максимальная скорость, км/ч 530;
  • Крейсерская скорость, км/ч 500;
  • Практическая дальность, км 2520;
  • Дальность действия, км 300;
  • Практический потолок, м 9400;
  • Экипаж, чел 8;
  • Полезная нагрузка: 8000 кг пожарогасящей жидкости.

Многоцелевой реактивный самолет-амфибия БЕ – 200

Многоцелевой реактивный самолет-амфибия БЕ-200 разработан ОКБ им. Г.М.Берлиева. Он предназначен для выполнения различных задач, включающих парашютирование, поисковые и самостоятельные работы, пассажирские и грузовые перевозки, контроль за состоянием окружающей среды, патрулирование морской экономической зоны и др.

Самолет оснащен двумя высокоэкономичными двухконтурными двигателями Д-436Т с массой по 7500 кг.

Самолет-амфибия может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с длиной ВПП 1800 м, а также внутренних водоемов и морских акваторий глубиной не менее 2 м, а при установке лыжного шасси - и с заснеженных площадок. Время забора воды 12 т на глиссировании – 12 с. Максимальная взлетная масса после забора воды на глиссировании – 43000 кг. Масса воды сбрасываемой за одну заправку – 310000 кг.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

  • экипаж, 2 чел;
  • максимальная взлетная масса, кг…………………… 36000;
  • максимальная масса сбрасываемой воды, кг………..12000;
  • перегонная дальность, км………………………………4500;
  • дальность с нагрузкой 6000 т, км……………………...1500;
  • скорость, км/ч:
    • экономическая……………………...550;
    • крейсерская…………………………600;
    • максимальная……………………….700;

Самолет БЕ-200 по совокупности своих возможностей и летно-технических характеристик является уникальным, не имеющим аналогов в мировом самолетостроении.

Пожарные вертолеты

Большими возможностями по доставке и применению сил и средств пожаротушения в лесоохране обладают вертолеты, которые могут садиться и взлетать вертикально с площадок, подобранных с воздуха.

Пожарный вертолет КА-26 оборудован люком для спуска людей и грузов, электролебедкой, звукооповещательной станцией и водосливным устройством, но невысокая удельная мощность не позволяет использовать его в горной местности и при высоких температурах окружающей среды. Применен бак из стеклопластика емкостью 320 и 420 л (регулируется при помощи четырех заглушек). В походном положении бак крепится с наружи грузопассажирской кабины вертолета на жестких креплениях. Вертолет более рационален в том случае, если будет подвозить воду в район пожара для обеспечения наземной группы пожаротушения.

На вертолете МИ-2 могут быть установлены инфракрасный авиадетектор “Тайга”, позволяющий обнаружить скрытые очаги горения в лесу, и звуковещательная станция большой мощности.

Наиболее эффективен на тушении лесных пожаров вертолет МИ-8. Большой запас мощности, оснащение современным навигационно-пилотажным оборудованием обеспечивает устойчивое зависание при спуске людей и грузов на землю.

На внешней подвеске вертолет доставляет в мягких емкостях к местам пожаров воду и огнегасящие растворы, посредством водосливного устройства может также заливать очаги огня с воздуха.

Вертолет использует подвесные выливные устройства (ВСУ) вместимостью до 2 т, кроме того, экипажи вертолетов в этих условиях могут самостоятельно осуществлять доставку воды наземным командам в подвесных емкостях “П1-00” вместимостью 1000 литров.

Заполнение прибора (2000 л) водой производится при зависании вертолета двумя способами: погружением в водоем или с помощью пожарной мотопомпы или гидранта. Время заполнения прибора первым способом – 20 с, вторым – 90-120 секунд. Вылив воды осуществляется за 9 с на высоте не менее 90 м над поверхностью. При скорости полета 60-80 км/час создается полоса орошения 8160 метров с интенсивностью от 0.5 до 2 л/м². Вне этой полосы интенсивность орошения на ширине 15 м составляет от 0.1 до 0.4 л/м².

Модификация МИ-8Т используется для работы над населенными пунктами, городами.

Вертолеты МИ-6 и МИ-26 работают с оборудованием, позволяющим забирать воду из водоема в режиме зависания над зеркалом воды. В комплект оборудования входит: нейлоновый бак емкостью 12000 л с 2-х метровым рукавом-аппендиксом диа-метром 650 мм, 5 насосов производительностью по 60 м³/ч и 4 ствола, укрепленные на специальном лафете. Забор воды из водоема осуществляется на бреющем полете над водной поверхностью с помощью двух штанг длиной 41 м, на концах которых установлены мощные электронасосы. Заградительные полосы создаются двумя способами: путем свободного слива и подачи воды под давлением с помощью насосных установок; воду сбрасывают непосредственно на кромку пожара при высоте полета 20 м и скорости полета 20 км/ч. В результате одного сброса на земле остается смоченная полоса шириной 18 м и длиной 200 м. При удалении водоема от места пожара не более 5 км весь цикл “набор-сброс” составлял около 4,5 минут. В последней модификации оборудование дополнено лафетным стволом, установленным в передней части кабины и резервуарами для пенообразователя.

Увеличение грузоподъемности МИ-8, а также внедрение вертолетов В-3, КА-32, МИ-26 и МИ-36 в охрану ле-сов значительно расширит технологические возможности и перечень технических средств, используемых на тушении пожаров.

Применение вертолетов в городе

Использование вертолета КА-26 показало, что с его помощью можно выполнять:

  • разведку пожара;
  • доставку пожарно-технического вооружения в контейнере, внутри фюзеляжа и на внешней подвеске на покрытия зданий;
  • высадку пожарных на крышу через заднюю дверь транс-портной кабины или в режиме зависания через люк кабины на тросе лебедки или по веревочной лестнице;
  • эвакуацию людей с крыш зданий;
  • подъем “сухой” магистральной рукавной линии на верхние этажи здания;

Многоцелевой вертолёт Кa-26

Ка-26 (по кодификации НАТО: Hoodlum — «Хулиган») — многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Камова. Серийное производство велось на авиационном заводе в Улан-Удэ и авиационном заводе в Кумертау. Всего было построено 816 вертолётов, в том числе 257 поставлено в 14 стран мира.

По критерию "эффективность-стоимость" Ка-26 является выдающимся вертолетом. Он существенно превзошел Ми-2 в области выполнения авиационно-химических работ и транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.

Ка-26 при меньших мощности двигателей и собственной массы перевозит одинаковый с Ми-2 груз в транспортной кабине и на 200 кг больше - на внешней подвеске. Он имеет почти в два раза большую дальность с заправкой внутренних баков, чем Ми-2.

Особенно привлекательным для эксплуатантов Ка-26 оказался, благодаря стеклопластиковым лопастям несущего винта (НВ) с ресурсом более 5000 летных часов, почти в 10 раз превосходивший ресурс металлических лопастей Ми-2. Конструкция и технология изготовления этих лопастей были запатентованы в пяти ведущих зарубежных странах в области вертолетостроения. Данное обстоятельство, а также патентная чистота соосного винтокрылого аппарата обеспечили Ка-26, единственному вертолету в СССР, возможность получить сертификат по американским нормам летной годности.

В период с 1967-го по 1970-й годы построили несколько модификаций вертолета. Лесопатрульный вариант Ка-26 предназначался для патрулирования лесных массивов и для спасательных работ при пожарах. В этом варианте Вертолеты Ка-26 были снабжены электрической лебедкой ЛПГ-150 грузоподъемностью 150кг с тросом длиной 40м и крюком.

Более 30 лет Ка-26 с достоинством несет трудовую вахту. Построено более 800 машин на заводе в Кумертау. Ка-26 эксплуатировался в 17 зарубежных странах и на нем установлено пять мировых рекордов.

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

  • Диаметр главного винта, м 13.00;
  • Длина,м 7.75;
  • Высота ,м 4.05;
  • Масса, кг максимальная взлетная 3250;
  • Тип двигателя 2 ПД М-14В-26;
  • Мощность, кВт 2 х 239
  • Максимальная скорость, км/ч 170;
  • Крейсерская скорость, км/ч 135;
  • Практическая дальность, км 520;
  • Практический потолок, м 3000;
  • Экипаж, чел 2;
  • Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 700 кг груза.

Подробнее о Кa-26

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А

В базовую комплектацию противопожарного вертолёта Ка-32А1, разработанного в ОАО "Камов", входят:

  • Водяной пластиковый бак.
  • Электрические водяные насосы.
  • Ёмкости для пенообразователя.
  • Горизонтальная водопенная пушка.
  • Вертикальная водопенная пушка.
  • Водяная помпа.
  • Cпасательная лебёдка.
  • Десантно - спусковое устройство.

Транспортно-спасательные кабины ТСК-1, ТСК-2 и ТСК-3 предназначены для эвакуации людей с крыш, балконов или через оконные проемы верхних этажей зданий. ТСК-1 служит для спасения двух человек. Она перевозится в транспортной кабине. С помощью подвесной системы кабина соединяется с карабином троса электролебедки ЛПГ-300. В ТСК-2 можно перевозить 20 человек. При спасении людей эта кабина транспортируется на внешней подвеске вертолета. К месту пожара она доставляется на прицепе автомобиля. ТСК-3 обеспечивает перевозку 10 человек. В сложенном виде в транспортной кабине она перевозится к месту пожара и с помощью системы подвески соединяется со штатной внешней системой транспортировки крупногабаритных грузов.

Спусковое устройство Су-Р предназначено для десантирования людей и грузов на режиме висения. Карабин шнура Су-Р крепится к серьге замка на стреле штатной лебедки ЛПГ-300. Для спуска людей и груза используется проем двери транспортной кабины. Су-Р роликового типа состоит из четырех тормозных блоков, шнура для спуска, трех комплектов подвесной системы, трех пар защитных перчаток, трех защитных мотошлемов и т.д. Масса укомплектованного устройства не превышает 11кг. Длина шнура - 50м, масса десантника или груза не должна превышать 100кг.

Аппаратура громкоговорящего устройства (звуковещательная установка ЗСВС) предназначена для внешнего оповещения с вертолета. Она состоит из усилителей П01-03, комплекта СПУ-9 и громкоговорителя П05-04. Звуковой сигнал подает оператор-пожарник, использующий микрофон гарнитуры ГСШ-А-18. Громкоговоритель состоит из шести рупорных головок по 75Вт каждая, расположенных на подкосах основных опор шасси.

Пластиковый водяной бак с системой забора и сброса воды, объёмом 3000 литров. Вмонтирован непосредственно, в нижнюю часть фюзеляжа вертолёта. Благодаря этому, исключаются недостатки присущие противопожарным системам, располагающимся на внешней грузовой подвеске, таким как "Bambi Bucket". (Ограничение скорости полёта, разнос масс - дебалансировка, ограничения по глубине водоёма и опасность зацепа.) Забор воды осуществляется в режиме висения, из открытого водоёма, с помощью двух шноркельных электрических насосов за 1 минуту 20 секунд.

Система не критична к размерам и глубине водоёма. При каждом новом заборе, из двух дополнительных ёмкостей, общей вместимостью 300 литров, располагающихся в передней части фюзеляжа, в воду может добавляться пенообразователь, многократно усиливающего эффективность пламегашения. Сброс воды может производиться в нескольких режимах. В зависимости от расположения очага пожара от места забора воды, вертолёт Ка-32 может ориентировочно перевезти и вылить за час следующее количество воды:

  • 0,5 км - 50 тонн;
  • 3 км - 36 тонн;
  • 5 км - 28 тонн.

Водяной бак может дополняться системой "Спрей"- горизонтальными штангами - распылителями, позволяющими обрабатывать диспергентами и биопрепаратами нефтяную плёнку при аварийных разливах нефтепродуктов.

Дальность струи из горизонтальной телескопической водопенной пушки составляет около 45 метров, при производительности 40 л/сек. Это позволяет, как производить тушение водой или пеной верхних этажей высотных зданий, так и распылять воду на очаг пожара, не входя, непосредственно, в зону горения.

Вертикальная водо-пенная пушка, имеет такую же производительность, но предназначена для установки защитных пенных полос, тушения точечных, локальных очагов возгорания и заполнения водой переносных быстросборных открытых емкостей, для дальнейшего её использования наземными службами пожаротушения.

Давление воды в 8 атмосфер создаётся водяной помпой с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, мощностью 37 кВт.

Переключение на горизонтальную или вертикальную пушку осуществляется из кабины вертолёта.

При установке на стволы вертикальной и горизонтальной пушки, Установки Комбинированного Тушения Пожаров "ПУРГА", благодаря повышенной кратности пенообразования (от 20 до 70), возможно из 3000 литров воды, имеющихся на борту, получать от 60000 до 200000 литров пены.

Горизонтальная пенная струя позволяет быстро ликвидировать пожар, не входя в опасную зону очага горения. Вертикальная пенная струя наиболее эффективна при установке защитных пенных полос. При этом, с одного захода создаётся полоса смоченного пеной растительного покрова, непреодолимая для огня, шириной 6-8 метров и длиной до 1,5 километров.

Эвакуационно-десантное оборудование состоит из подъёмно - спасательной электролебёдки с поворотной стрелой, грузоподъёмностью 300 кг. и десантного спускового устройства "Су-Р".

Наибольший эффект применения данного вертолёта обеспечивается в процессе проведения работ и ликвидации:

  • пожаров на верхних этажах и крышах высотных зданий;
  • пожаров на нефтеналивных танкерах и баках;
  • пожаров на предприятиях топливной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности;
  • пожаров в районах добычи нефти и газа;
  • пожаров на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности, лесах и сельскохозяйственных угодьях;
  • создания защитных полос при лесных пожарах;
  • крупномасштабных послеаварийных пожаров воздушных судов на земле, авариях и катастрофах на железнодорожном, морском и речном транпорте;
  • создание сплошных пенных полос, на взлётно-посадочной полосе аэродрома, в случае аварийной посадки воздушного судна;
  • эвакуации людей из мест, недоступным другим средствам спасения.

В заключение можно добавить, что в настоящее время в Республике Южная Корея эксплуатируется уже более 40 вертолётов Ка-32, оснащённых противопожарным оборудованием, обеспечивающих пожаротушение лесов. Причем, если первоначально, они оснащались подвесными мягкими баками Bambi-Bucket, вместимостью 3-5 тонн воды, размещаемыми на ВГП, то сейчас, в большинстве случаев, используется американская система фирмы Simplex (жёсткий пластиковый бак, шноркельные насосы и система сброса), встраиваемые в нижнюю часть фюзеляжа), с ТТХ аналогичными отечественным.

Пример совместной работы

Многоцелевой вертолёт МИ-8ТЛ

Ми-8ТЛ Пожарный. Разработан в 1977 году. Оснащён системой массированного сброса воды и водяной пушкой

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

  • Экипаж, чел. 3;
  • Диаметр главного винта, м 21.29;
  • Диаметр хвостового винта, м 3.91;
  • Длина, м 18.22;
  • Высота, м 5.65;
  • Масса пустого вертолета, кг 7260;
  • Масса нормальная, кг 11100;
  • Масса максимальная взлетная, кг 12200;
  • Макс. скорость, км/ч 260;
  • Крейсерская скорость, км/ч 225;
  • Практическая дальность полета, км 1200;
  • Дальность действия, км 465;
  • Практический потолок, м 4500;
  • Статический потолок, м 1900;
  • Полезная нагрузка, кг 4000;

Многоцелевой вертолёт МИ-26ТП

Ми-26ТП предназначен для тушения пожаров, в том числе промышленных, во всех физико-географических местностях, доставки специальной техники и десанта. Сброс воды осуществляется за 35-45 с, заправка на земле — не более 2 мин. Переоборудование транспортного Ми-26Т в пожарный Ми-26ТП занимает не более часа.

16 августа 1994 г. в Ростове впервые поднялся в воздух экспериментальный противопожарный вертолет Ми-26ТП. Он предназначен для тушения пожаров, в т.ч. промышленных, во всех физико-географических местностях, доставки различной специальной техники и десанта. В состав противопожарного оборудования входят:

  • рабочее место оператора;
  • 4 емкости для воды (суммарным объемом 15 м3);
  • 2 емкости для химических добавок (0,9 м3);
  • система их наддува до 1,4 кг/см2;
  • система слива огнегасящей жидкости;
  • система дозировки химдобавок.

В вертолете также установлены тепловизор, система спутниковой навигации, средства индивидуальной защиты экипажа и связи с наземными пожарными подразделениями.

17 сентября 1997 г. тоже в Ростове совершил первый полет Ми-26, оснащенный водосливным устройством ВСУ-15, которое представляет собой специальный бак объемом 15 м3, транспортируемый вертолетом на внешней подвеске. Его перевозка на большие расстояния возможна в грузовой кабине Ми-26. Наполнять ВСУ-15 можно из открытого водоема на режиме висения, для чего требуется 10 с. Для слива воды необходимо 15 с.

Устройство спроектировано, изготовлено и испытано фирмой Техноэкс (Санкт-Петербург) при участии НПК ПАНХ (Краснодар). В 1998 г. начато серийное производство вертолета, и уже 4 образца поступили в подразделения МЧС РФ. 19 августа 1999 г. в ходе МАКС-99 состоялась торжественная передача одной такой машины Управлению пожарной охраны ГУВД Москвы.

В ОАО «Роствертол» прошел испытания еще один противопожарный комплекс, оснащенный системой внешней подвески с 60-метровым центральным канатом, на котором закреплен блок модулей из двух емкостей типа ЕП-8000. Однако такой вариант выглядит не очень перспективно, т.к. для наполнения емкостей необходима мобильная заправочная станция. Куда привлекательней представляется применение Ми-26 для тушения пожаров с использованием бэмби-бакета (Bamby-Bucket), которые хорошо себя зарекомендовали в 73 странах мира на протяжении 25 лет. Таким способом милевская машина за один заход может доставить 19600 л воды. Электродистанционное управление позволяет сбросить баки как залпом, так и раздельно. При условии выполнения одного цикла тушения за 5 мин стоимость доставки одного 1 л воды составляет всего 0,05 цента (по американским оценкам у самолетов -0,33-0,55 цента).

Лётно-технические характеристики (ЛТХ)

  • Диаметр главного винта 32 м;
  • Диаметр хвостового винта 7.61 м;
  • Длина 33.73 м;
  • Высота 8.145 м;
  • Ширина 3.12 м;
  • Масса
    • пустого 28 600 кг;
    • нормальная взлетная 49 650 кг;
    • максимальная взлетная 56 000 кг;
  • Тип двигателя 2 ГТД ЗМКБ Прогресс Д-136;
  • Мощность 2 х 8 380 кВт;
  • Максимальная скорость 295 км/ч;
  • Крейсерская скорость 255 км/ч;
  • Практическая дальность 2000 км;
  • Дальность действия
    • с заправкой основных баков 670 км;
    • с заправкой основных и доп. баков 1800 км.
  • Практический потолок 6500 м;
  • Статический потолок 1520 м;
  • Экипаж 5 человек;

Применение самолетов для тушения пожаров и спасания людей за рубежом

Во многих странах широкое применение получила авиационная техника для охраны лесов.

Наряду с самолетами-амфибиями и гидросамолетами для тушения пожаров лесная охрана США, КАНАДЫ и других стран применяет самолеты наземного базирования, снабженные водяными баками объемом от 1500 до 11300 л. Для этих целей в основном используют устаревшие военные и транспортные самолеты. Четырехмоторный транспортный самолет ДС-6 “Дуглас” способен доставлять к месту пожара 11300 л воды или раствора ретарданта в 12 баках, управление которыми осуществляет пилот с помощью бортовой ЭВМ.

Особым направлением повышения эффективности использо-вания авиации при тушении лесных пожаров является создание автономных модульных устройств, которые можно достаточно быстро установить внутрь фюзеляжа транспортного самолета. Этот путь получил наибольшее развитие в Германии и Италии. Его основным элементом является плоский резервуар массой 2000 кг, вмещающий 12000 л огнетушащего вещества, которое выливается самотеком через специальный трубопровод при изменении угла атаки самолета и угла наклона трубопровода.

Опорожнение резервуара осуществляется за 4-7 с в зависимости от режима полета. Установка комплекса пожарного оборудования в грузовой отсек транспортного самолета и заправка резервуара огнетушащим веществом занимает соответственно 45 и 4,5 мин. Интенсивность орошения зависит от угла атаки и может изменяться от 1 до 5 л/м². Площадь орошения при ин-тенсивности 1 л/м² и скорости полета 250 км/ч составляет 50x200 м.

Размеры комплекса 13,8x2,4x2,6 м. Его применение не требует переоборудования самолета и специальной подготовки пилотов, поэтому в тушении крупных лесных пожаров могут участвовать пилоты транспортной авиации, действия которых координируются командным пунктом, расположенном на вертолете. Комплекс применяется на базе транспортного самолета “Трансалл – С160”. Разработана система фирмой “Мессершмит”.

Широкое применение нашли также самолеты “СЛ-215 Каиа-дэйр”, “ДС-6 Дуглас”, самолет-танкер “Груман С2Ф”, “Ф-27 Айятанкер” (Фоккер-Ф27 Голландия).

Канадский пожарный гидросамолет CL-415 способен садиться на прибрежную полосу в 30 м. Основные задачи выполняемые самолетом:

  • тушение лесных и крупных пожаров;
  • проведение спасательных, поисковых и эвакуационных работ;
  • очищение гавань от нефтяных и масляных пятен распылением активных химических веществ.

Гидросамолет CL-415 имеет возможность в различных режимах сбрасывать более 1000 галлонов воды и заправляться в течение 12 с, также имеет возможность заправляться на лету, забирая воду из открытого водоисточника.

В настоящее время в эксплуатации находится более 20 гид-росамолетов CL-415.

Применение вертолетов для тушения пожаров и спасания людей за рубежом

За рубежом для тушения пожаров и проведения спасательных работ широко используются вертолеты различных типов.

США и Канада стали применять вертолеты “Синорски С-51” еще с 1951 г, сразу после их создания. К 1990 г береговая охрана Канады располагала уже 42 вертолетами различных марок, выполняющих многочисленные функции, в том числе патрулирование и тушение береговой лесной зоны.

С 60-х годов большинство пожарных бригад в округах и больших городах США начали использовать вертолеты для наблюдения за крупными лесными пожарами, эвакуации пожарных из опасных зон, доставки снаряжения и людей в труднодоступные районы. В это же время вертолеты начали оснащать специальным оборудованием для забора воды и применять для тушения пожаров.

Простейшее оборудование – баки, подвешиваемые на тросе за грузовой крюк вертолета, заполнение которых производится зачерпыванием из естественного водоема. Некоторые конструкции снабжены специальными патрубками с погружными насосами. Объем баков в зависимости от грузоподъемности используемого вертолета может колебаться от 300 до 4000 л. Основной недостаток подвесных баков заключается в том, что их приходится подвешивать на определенном удалении от вертолета. При этом бак с водой раскачивается, в результате чего теряется часть воды и снижается мощность орошения. Кроме того, для зачерпывания воды требуются водоемы глубиной более 1 м.

Пожарная охрана города Лос-Анджелеса оснащена вертолетами “Белл-204Б” средней грузоподъемности, способным взять 11 пожарных или 1500 кг оборудования внутрь кабины или до 2000 кг груза на внешней подвеске. Для вертолета этого типа разработан сливной бак объемом 1200 л.

Вертолеты хорошо зарекомендовали себя на службе в пожарной охране крупных городов США. Они облегчают разведку пожара и руководство тушением, осуществляют транспортировку пожарных и снаряжения, что особенно важно в городах с интенсивным уличным движением. Пожарные города Лос-Анджелеса часто используют вертолет в качестве средства первой помощи, на котором вылетает специальная группа, осуществляющая тушение с помощью первичных средств или подготовительные работы для введения основных сил и средств при крупных пожарах.

В зданиях повышенной этажности вертолеты используются для тушения и спасания людей, доставки пожарных и снаряжения на крыши для тушения с верхних этажей.

Более 1000 человек были эвакуированы в декабре 1980 г при пожаре в гостинице, в одном из городов США, при помощи 15 вертолетов. Успешному проведению спасательной операции способствовали четкая организация работ, ясная безветренная погода и наличие посадочных площадок для вертолетов.

Пожарная охрана г. Чикаго использует вертолет “Белл-206”, имеющий стационарный водяной ствол длиной около 5,2 м для исключения влияния воздушного потока от несущего винта на водяную струю. Вода подается от наземной системы по рукаву высокого давления. Давление воды в системе регулируется. Результаты убеждают в том, что и в нашей стране давно назрела необходимость применения вертолетов для тушения пожаров и проведения спасательных работ в зданиях повышенной этажности.

Выводы

  • Применение авиации позволяет резко сократить площадь леса, поражаемую пожаром.
  • Для наблюдения за лесными массивами экономичнее ис-пользовать сверхлегкие самолеты и небольшие вертолеты.
  • При тушении лесных пожаров перспективны самолеты-амфибии, способные самостоятельно заправить водяные баки и доставить к месту пожара большой запас воды или раствора ретарданта.
  • Для получения равномерной интенсивности орошения зоны пожара рекомендуется уравнять клапанами слива воды с помощью бортовой ЭВМ.
  • Вертолеты, используемые для тушения лесных пожаров, необходимо оснащать подвесными баками объемом 3-5 м³ со специальными устройствами регулирования расхода и формы струи воды или раствора.
  • Для организации вертолетной пожарно-спасательной службы в нашей стране необходимо провести дополнительные исследования с целью обоснования требуемого количества вертолетов, штатной численности, оборудования, мест дислокации подразделений, а также отработать вопрос взаимодействия со службами, ответственными за безопасность полетов.

Список источников:

>>> вернуться на страницу "Пожарные автомобили и техника"

Заметки на полях

1/ История части

2/ Л/С ПЧ Мортка

3/ Гарнизон Конды:

4/ Курилка:

"Пожарное дело"

"Центроспас-Югория"

"архив журналов"

Федеральные ресурсы:

Ресурсы ХМАО-Югры:

Ресурсы района:

Справочник:

Погода:

Разное:

Яндекс.Метрика