Филиал

казенного учреждения

ХМАО-Югры

"Центроспас-Югория"

по Кондинскому району

ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ

поселка городского типа Мортка

адрес: 628206, пгт. Мортка,

ул. Пушкина, 2.

тел: 8 (34677) 30-154, 31-003

эл.адрес: spas-konda@yandex.ru

Помощь пожарному

НОВОСТИ

Нормативно-правовая база

Охрана труда

Караульная служба

Основные термины

Пожарная техника и вооружение:

Тактика тушения пожаров

Водоснабжение

ГДЗС

Пожарно-строевая подготовка

Медицинская подготовка

История пожарной охраны России

Тесты

Сайты коллег

Архив видео

Архив фото

Гражданская оборона и ЧС

Профилактика

Пожарная безопасность в бизнесе

Геральдика МЧС России

Материально-техническое обеспечение (МТО)

Друзья сайта

ПЧ-27 Братск ПОЖАРУ-НЕТ! грузоперевозки

Личное время

- ПОЖАРЫ -

Ищем по сайту

Основные ПА целевого применения (часть 1)

1. Пожарные насосные станции

2. Пожарные автомобили рукавные

3. Аэродромные пожарные автомобили

    Основные ПА целевого применения доставляют в районы вызова личный состав и пожарно-техническое вооружение. Все они имеют определенное назначение для тушения пожаров на объектах различного назначения (самолеты, газовые и нефтяные фонтаны, музеи, театры и т.д.).

В качестве огнетушащих веществ на этих ПА применяют: воду, пену, порошки огнетушащие, нейтральные газы и т.д.

1. Пожарные насосные станции

Пожарные насосные станции (ПНС) предназначены для подачи воды по магистральным рукавным линиям:

  • к передвижным лафетным стволам;
  • к пожарным автомобилям;
  • к месту крупного пожара для создания резервного запаса воды.

     ПНС монтируются на шасси высокой проходимости, что позволяет ей оперативно изменять место установки и быстро начинать работу. Такие станции обеспечивают работу трех-четырех автоцистерн с подачей их насосами 30 – 40 л/с воды. Они перекачивают воду на расстояние до 2 км.

При использовании сборно-разборных металлических трубопроводов подача воды может быть увеличена на большие расстояния.

При тушении крупных пожаров ПНС применяется совместно с рукавными автомобилями АР-2, автомобилями водопенного тушения АВ-20 или АВ-40, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении крупных пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов. При тушении газовых и нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ).

Современные ПНС создаются на шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-5557. С колесной формулой 6х6 полная масса ПНС достигает 11000 (ЗИЛ-131); 12500 (КамАЗ – 43114) кг.

На ПНС имеются два двигателя: двигатель шасси и двигатель привода насоса. Следовательно, в отличие от автоцистерн, на которых двигатели работают в двух режимах – транспортном и стационарном, на ПНС двигатель шасси эксплуатируется только в транспортном режиме и ненагруженном стационарном (при ЕТО), а двигатель насоса – только в стационарном режиме.

Наличие на ПНС двух двигателей предопределило особенности их компоновки (рис. 9.1). Двигатель автомобиля ЗИЛ-131 размещен перед кабиной, а в кузове ПНС установлен автономный дизель 1, который с муфтой сцепления и карданным валом соединен с насосом 6. В качестве источника энергии для привода пожарного насоса используются четырехтактные двенадцатицилиндровые дизели 2Д12Б. На новых ПНС устанавливают модернизированный дизель 2Д12Бс. Эти дизели развивают мощность 220 кВт при частоте вращения 2100 об/мин. На ПНС они эксплуатируются в стационарном режиме, поэтому дизель, кроме собственной системы охлаждения, оборудован дополнительным теплообменником, включенным в пожарный насос. Вода, поступающая в теплообменник из пожарного насоса, дополнительно охлаждает воду системы охлаждения двигателя. Дополнительно охлаждается масло в маслобаке.

Дизели характеризуются большими значениями степеней сжатия. Поэтому для их пуска применяются мощные стартеры, получающие питание от аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128 емкостью 256 ампер-часов. Кроме того, они оборудованы аварийной системой воздухопуска сжатым воздухом, содержащимся в двух баллонах при давлении 15 МПа.

Для обеспечения надежного пуска двигателя при низких температу-рах он оборудован специальным пусковым подогревателем, обеспечивающим разогрев воды в системе охлаждения и масла в маслобаке.

На ПНС установлены пожарные насосы ПН-110Б. Они геометрически подобны универсальным насосам ПН-40УВ и отличаются от них только размерами и массой. На насосе имеется всасывающий патрубок диаметром 200 мм и два напорных патрубка диаметром по 100 мм. Насос ПН-110 обеспечивает подачу воды в количестве 110 л/с, развивая напор 100 м. Эти значения величин подачи и напора получают при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 1350 об/мин (рис. 9.2).

Максимальная высота всасывания насоса 7 м. Насосная установка состоит из насоса, системы всасывающих и напорных трубопроводов, заборной арматуры и измерительных приборов: вакуумметра, манометра, тахометра.

Насос имеет пеносмеситель с дозатором, обеспечивающим одновременную работу шести пеногенераторов ГПС-600 или четырех ГПС-2000. Для забора воды из открытых водоисточников на насосе ПНС имеется система всасывания. Газоструйный вакуумный аппарат смонтирован на выхлопной трубе двигателя шасси. Им управляют с помощью электропневмопривода. Станция имеет и другие органы управления: регулятор оборотов двигателя, рукоятку выключения сцепления двигателя привода насоса. Наличие системы вакууммирования, установленной на двигателе привода насоса, позволяет производить подачу воды без участия двигателя шасси. Кроме того, сокращается в два раза количество рычагов управления по сравнению с ранее выпускаемой машиной.

На ранее выпускаемых машинах газоструйный вакуумный аппарат устанавливался на карбюраторном двигателе шасси. Для обеспечения работы ПНС комплектуются небольшим количеством ПТВ (табл. 9.1).

Оборудование размещено в кузове с боковыми дверями шторного типа и задней дверью, открывающейся вверх. Это обеспечивает большой полезный объем по сравнению с ПНС более раннего выпуска, для размещения оборудования, проведения ремонтных работ и обслуживания двигателя и насоса.

Кузов оборудован плафонами освещения и выключателями контроля закрытия дверей.

Над задней дверью установлены проблесковый маячок синего цвета и фара-прожектор освещения рабочей зоны.

Для ПНС разработан новый центробежный насос, обеспечивающий подачу 100 л/с воды или раствора пенообразователя при напоре 100 м, потребляющая мощность которого 185 кВт – ПЦНН – 100/100. Принципиальная схема расположения рабочих колес на валах и привода к ним показана на рис. 9.3.

Из анализа этой схемы следует, что насос представляет собой агрегат, состоящий из двух двухступенчатых центробежных насосов, объединенных общим редуктором 6. Полумуфта 7 служит для соединения вала насоса 1 с автономным двигателем внутреннего сгорания. Каждый из них является насосом консольного типа с осевым подводом воды в первую ступень. После первой ступени вода по отводящим устройствам 4 поступает во вторую ступень, как показано стрелками. После второй ступени вода поступает в направляющий аппарат 5 с кольцевой камерой. Из этой камеры вода направляется в общий коллектор (на рисунке не показан), оборудованный двумя вентилями, заканчивающимися напорными патрубками с муфтовыми рукавными головками.

Уплотнения колес и межступенчатые уплотнения – щелевого типа. Концевые уплотнения валов – торцевого типа, выполненные из силицированного графита.

Насос имеет два всасывающих патрубка диаметром 125 мм и два напорных патрубка диаметром 100 мм. Он оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения. Система состоит из двух вакуумных шиберных насосов 2, которые работают от электродвигателей, получающих питание от аккумуляторных батарей базового шасси.

Вакуумные насосы обеспечивают разрежение в системе всасывания со всасывающими рукавами, достигающее 0,08 МПа. Заполнение всей всасывающей системы с высоты всасывания 7,5 м осуществляется за 60 с – не более. Вакуумная система имеет один вакуумный клапан, управляемый вакуумным реле одного из электродвигателей.

Электрический ток, потребляемый системой водозаполнения, не превышает 200 А.

На каждом корпусе центробежных насосов установлены измерительные патрубки. Они обеспечивают связь полостей насосов с напорным коллектором. Протекающая вода поворачивает установленные в них заслонки. Контроль изменения подачи воды обеспечивается резистором, установленным на оси заслонки. Сигналы от резистора поступают на электронный блок.

На насосном агрегате установлена автоматическая система дозирования, обеспечивающая подсос пенообразователя и дозированную его подачу во всасывающие полости обоих насосов. В зависимости от подачи насоса заданная концентрация пенообразователя поддерживается дозатором. На оси заслонки установлен резистор. При изменении подачи воды рассогласовываются показания резисторов дозатора и оси заслонки измерительного патрубка. С электронного блока подается команда на устранение рассогласования. При этом электродвигатель дозатора через редуктор автоматически обеспечит разворот его заслонки. Контроль уровня дозирования осуществляется по шкале дозатора. На насосе предусмотрено также дозирование пенообразователя в ручном режиме.

Блок автоматической системы дозирования (АСД) обеспечивает требуемый уровень концентрации пенообразователя в автоматическом режиме. Он имеет регулятор концентрации пенообразователя и индикатор нулевой подачи насоса «Нет подачи».

В кабине водителя установлен щит, с которого осуществляется контроль открытия дверей кузова, включение маяка, прожекторов и лампы подсветки места командира.

На крыше кабины находится светоакустическая балка и фара-прожектор. Управление ими осуществляется из кабины водителя.

2. Пожарные автомобили рукавные

Пожарные автомобили рукавные (АР) – специфические специальные автомобили. Они укомплектовываются большим количеством пожарных напорных рукавов диаметром 77, 110 или 150 мм. Общая длина рукавов достигает 2000 – 5000 м.

АР предназначены для обеспечения подачи большого количества воды на значительные расстояния, т.е. они используются только при тушении крупных пожаров. Они применяются только в комплексе с пожарными (или другими) насосными станциями или автоцистернами.

Специфика применения АР определяет ряд особых требований. Прежде всего, они должны сооружаться на полноприводных шасси, которые позволяют прокладывать рукавные линии при движении. АР оборудуются устройствами для скатки рукавов и их погрузки в кузов автомобиля. Скатанные рукава могут транспортироваться в кузове или на крыше АР. Для сохранности рукавов в кузове предусматривается специальная вентиляция под полом кузова. Возможно проветривание кузова через одно из его окон.

Общий вид АР-2(131) мод.133 представлен на рис. 9.4. На бампере автомобиля установлена лебедка, предназначенная для оказания помощи машинам, застрявшим в пути, и самовыталкивания. Лебедка потребляет мощность около 22 кВт. Ее привод осуществляется от коробки отбора мощности с помощью двух карданных валов и промежуточной опоры. От вала барабана лебедки осуществляется привод к специальному механизму для скатывания рукавов в скатки. Одновременно с помощью двух съемных приспособлений 8 (по обе стороны автомобиля) скатываются два рукава.

За трехместной кабиной 1 водителя установлен лафетный ствол 2. Подводящий трубопровод к нему выведен на правую сторону и закрыт заглушкой. Таким образом, после прокладки рукавной линии лафетным стволом можно тушить пожар. На некоторых АР лафетные стволы переносные.

На крыше кузова 4 откидные поручни образуют корзину 3, в которой после пожара может перевозиться часть пожарных рукавов. Для хранения ПТВ в кузове предусмотрены ящики в отсеке 6. Два ящика находятся еще в задней части кузова. Сзади кузов закрыт двухстворчатыми дверями. Двери задних ящиков в открытом положении образуют площадку для укладки рукавов и подъема внутрь кузова.

Кузов оборудован быстросъемными стойками, которые образуют вертикальные симметричные секции для укладки рукавов.

Рукава соединяют и укладывают в секции змейкой. При движении АР и открытых дверях легко осуществляется прокладка рукавных линий. Вентиляция уложенных в кузов рукавов осуществляется через четыре специальных отверстия в полу, закрываемых крышками, а также через дверной проем или люк крыши.

АР оборудован устройством 5 для загрузки скаток рукавов в кузов и газовой сиреной 7.

АР укомплектовывается различным оборудованием и инструментом. К ним относятся: зажимы рукавные, прожектор, катушки к нему и тренога, лампа паяльная и другое оборудование. Все оборудование и инструмент размещены в кабине водителя, в ящиках 6 кузова.

В настоящее время на вооружении ГПС могут быть использованы различные модели АР. Основные параметры показателей их характеристик представлены в табл. 9.2.

На АР первой и второй модели осуществлена механизированная на-мотка рукавов в скатки и их погрузка в кузов. На третьей модели производится только механизированная намотка рукавов в скатки.

Принципиальная схема механизма намотки рукавов в скатки на АР-2(131) представлена на рис. 9.5. Привод лебедки 3, имеющийся на АР, осуществляется от коробки отбора мощности 2, установленной на коробке передач 1. На валу с муфтой 4 закреплена ведущая звездочка 5 цепной передачи. С помощью цепи 6 приводится во вращение ведомая звездочка 7, закрепленная на валу 8. На концах вала 8 закреплены вилки 9 для намотки рукавов в скатки, их погрузка в кузов автомобиля производится с помощью специального механизма, устроенного в корме автомобиля. Он состоит из основания 4 и скалки 2 люльки (рис. 9.6), шарнирно соединенной со стрелой 3.

Последняя совместно с сектором 6 поворачивается на оси кронштейна 7. В положении, показанном на рисунке, скатка а легко смещается в кузов автомобиля. Специальным толкателем (на рисунке не показан) сектор 6 поворачивается на небольшой угол, а затем под тяжестью своей массы люлька перемещается в нижнее положение для погрузки на него скатки рукава. При включении пневмоцилиндра 1 сектор 6 будет поворачиваться тягой 8 с тросом и поднимать люльку в верхнее положение. На люльку могут укладываться две скатки диаметром 150 мм.

Пневматический цилиндр 1 двустороннего действия установлен под полом кузова, воздух к нему подводится от воздушного ресивера тормозной системы автомобиля.

Пожарный автомобиль рукавный АР-2(4310) отличается от АР-2(131) параметрами технической характеристики и особенностями конструкции механизма намотки рукавов и трансмиссии к нему.

Общий вид автомобиля представлен на рис. 9.7. Внутреннее пространство кузова справа и слева оборудовано тремя продольными секциями. В них «гармошкой» уложены пожарные рукава. Они соединены между собой в одну линию в каждой секции. Часть рукавов уложены в скатки.

Боковые шторные двери закрывают отсеки с пожарно-техническим вооружением 2. На передней стенке кузова установлена откидная лестница для подъема боевого расчета к лафетному стволу 3.

Механизм намотки рукавов 4 подвешен на тележке с роликами. Он может перемещаться по направляющей, закрепленной к днищу кузова в переднем левом нижнем отсеке.

Трансмиссия на АР предназначена для привода аксиально-поршневого нерегулируемого гидронасоса, создающего рабочее давление (5±1) МПа в гидросистеме. Трансмиссия состоит из КОМ и карданного вала, который подводит мощность к гидронасосу.

Коробка отбора мощности устанавливается на правый люк коробки передач. Ее развернутая схема представлена на рис. 9.8. Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с блоком шестерен заднего хода коробки передач и через блок шестерен 5 передает движение на вал 4. Включается КОМ электропневматическим приводом из кабины водителя. При этом подвижная шестерня 6 с вилкой перемещается по валу 7 и входит в зацепление с блоком шестерен 5. Включение производится из кабины водителя. При выключении электропнев-матического привода пружиной 10 валик 9 с вилкой переместит шестерню 6 вправо. Шестерня 6 выйдет из зацепления с шестерней 5. Передаточное число КОМ равно 1,19.

Гидропривод состоит из нерегулируемого гидронасоса, гидрораспределителя, маслобака, гидромотора и трубопроводов. Гидронасос с помощью карданного вала крепится к фланцу 12 КОМ.

Гидропривод состоит из нерегулируемого гидронасоса, гидрораспределителя, маслобака, гидромотора и трубопроводов. Гидронасос с помощью карданного вала крепится к фланцу 12 КОМ.

Механизм намотки состоит из трех частей:

Агидромотора; Впланетарного механизма и Сбарабана намотки в сборе (рис. 9.9).

  • Гидромотор аксиально-поршневой. Так как гидронасос нерегулируемый, то гидромотор работает с постоянной скоростью.
  • Планетарный механизм– механизм с подвижными осями некоторых зубчатых колес. Передаточное отношение механизма, изображенного на рис. 9.9, в общем виде записывается так:
  • где iabн – передаточное отношение от колеса а к колесу b при вращении водила Н; na и nb – частоты вращения колес а и b; nН – частота вращения водила; za и zb – числа зубьев колес а и b. Так как колесо b заторможено, то nb = 0 и тогда

    После преобразования запишем

    Частота вращения водила Н, а следовательно, и барабана в сборе, об/мин, будет равна

  • Барабан намотки состоит из ряда деталей. Между дисками 2 и 6 размещены два диска трения 7. Степень сжатия дисков и, следовательно, момента трения регулируется пружинами 4. При увеличении момента сопротивления на барабане больше допустимого произойдет пробуксовка в рассмотренном фрикционе и перегрузка мотора А будет предотвращена.

На барабане установлен ложемент для укладки рукавной головки.

В комплекте механизма намотки имеется специальный диск, который для формирования скатки устанавливается на барабан и крепится тремя гайками-барашками.

Включение механизма намотки может производиться либо с блока управления в кабине водителя, либо с коробки управления, расположенной в левом переднем отсеке за второй дверью.

Механизм намотки размещается на специальной тележке с роликами. Он может перемещаться по направляющей, которая прикреплена к днищу кузова в переднем левом нижнем отсеке.

Прокладка рукавных линий производится в следующей последовательности:

  • устанавливают АР у пожарной насосной станции;
  • открывают задние двери кузова и присоединяют один или два рукава к напорным патрубкам ПНС;
  • начинают движение на первой передачепо намеченной трассе;
  • члены боевого расчета следят за выходом пожарных рукавов из секций кузова.

После прокладки рукавных линий АР может использоваться для тушения пожара, подавая воду лафетным стволом. По проложенным рукавным линиям вода может подаваться в очаги горения лафетными или ручными стволами автоцистерн.

Намотка рукавов в скатки осуществляется в следующей последовательности:

  • разъединяют соединительные головки рукавов;
  • располагают рукава так, чтобы при движении АР рукава находились слева от машины;
  • открывают дверку отсека механизма намотки, расположенную в передней части кузова, и шторную дверь отсека ПТВ;
  • выдвигают механизм на себя до упора и закрепляют его фиксатором;
  • на барабан намотки устанавливают диск для формирования скатки;
  • включают КОМ;
  • устанавливают рукавную головку рукава в ложемент механизма намотки;
  • придерживая рукавную головку, включают механизм намотки тумблером, размещенном на коробке управления в отсеке ПТВ, – начнется намотка рукава на барабан механизма.

После формирования скатки ее снимают с барабана и укладывают в кузов.

3. Аэродромные пожарные автомобили

К уровню противопожарной защиты аэродромов предъявляют ряд специфических требований. Они обусловлены, прежде всего, необходимостью спасания людей при авариях воздушных судов и тушению пожаров на них. На аэродромах возникает потребность тушения горящего разлитого топлива как под фюзеляжами самолетов, так и на взлетно-посадочной полосе (ВПП) и вне ее. Иногда появляется необходимость покрытия ВПП слоем воздушно-механической пены для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие.

Аэродромы гражданской авиации, в зависимости от габаритных размеров эксплуатируемых судов и интенсивности взлетов и посадок на них летательных аппаратов, разделяются на 9 категорий.

Для обеспечения пожарной безопасности на аэродромах должно быть по одному пожарному автомобилю с запасом огнетушащих веществ до 8 т (на аэродроме 9-й категории – 2 таких автомобиля). На аэродромах более 1-4 категории должно быть еще от 1 до 3 пожарных автомобилей с запасом огнетушащих веществ более 8 т.

В зависимости от категории аэродрома пожарные автомобили должны обеспечивать подачу огнетушащих веществ в количестве от 6 до 220 л/с.

Расположение аварийно-спасательных станций на аэродромах и требования к техническим характеристикам аэродромных пожарных автомобилей требуют боевого развертывания в течение не более трех минут. При этом следует исходить из того, что до 30 % всех аварий с летательными аппаратами происходит на ВПП; до 30 % – вне ее, а около 16 % – за пределами ВПП (рис. 9.10).

По требованию международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродромные ПА должны развивать скорость более 100 км/ч, а разгон до 80 км/ч должен осуществляться за время 40 – 45 с.

Тушение пожаров на аэродромах осуществляется только огнетушащими веществами, которые содержатся в цистернах пожарных автомобилей. Поэтому аэродромные пожарные автомобили создаются на шасси большой грузоподъемности.

Необходимость движения на взлетно-посадочной полосе и вне ее требует, чтобы использовались полноприводные шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8.

Задачи по тушению пожаров характеризуются узким диапазоном работ, поэтому численность боевых расчетов на них невелика – 3 – 4 человека, включая водителя.

Для тушения пожаров или покрытия пеной ВПП требуется большой расход огнетушащих веществ, поэтому управляющая арматура водопенных коммуникаций оборудуется пневмо- или гидроэлектроприводом.

Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи ВПП непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, пенобака, насосного отсека. На них используются подогреватели типа ПДЖ-600 (теплопроизводительность до 25 МДж) или электроподогреватели. Общая мощность электроподогревателей достигает на некоторых машинах 12 кВт. Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг.

Аэродромные пожарные автомобили укомплектованы пожарными напорными рукавами различных диаметров (по 4 – 6 штук), всасывающими и напорно-всасывающими рукавами.

Для вскрытия фюзеляжа на машинах могут быть одна-две дисковые пилы ПДС-400.

Пожарные насосы. На пожарных аэродромных автомобилях уста-навливают насосы ПН-40УВ, ПН-60Б, на некоторых машинах применяют насосы фирмы Zigler с подачей 80 л/с и развиваемым напором (100±5) м.

Насос ПН-60Б при напоре 100 м и 3000 об/мин при высоте всасывания подает воды 60 л/с. Максимальная глубина всасывания равна 7,5 м. Эти насосы, как правило, имеют автономный двигатель привода.

Насос (рис. 9.11) центробежный одноступенчатый с направляющим аппаратом 12 и предвключенным колесом 17. Предвключенное колесо обеспечивает лучшую всасывающую способность насоса, а направляющий аппарат устраняет радиальные нагрузки на вал.

Направляющий аппарат имеет шесть отводных каналов, равномерно расположенных по окружности.

При работе насоса вода от рабочего колеса 11 по каналам аппарата поступает в кольцевую камеру корпуса 13, к напорному патрубку, на котором крепится напорный коллектор водопенных коммуникаций. К корпусу крышки насоса 14 подсоединяется тройник всасывающей линии.

Рабочее и предвключенное колеса закреплены на валу 2 шпонкой и стопорной шайбой 18 и гайкой 19.

Герметизация рабочего колеса внутри корпуса насоса осуществляется уплотнительными кольцами. От внешней среды внутренняя полость насоса защищается резиновыми манжетами, размещенными в стакане. Червячное колесо привода тахометра закреплено на валу насоса. В хвостовой его части на шлицах закреплена муфта привода от двигателя.

Система всасывания оборудована газоструйным вакуумным аппаратом. На насосе используется пеносмеситель ПС-5.

Источником энергии пожарного насоса может быть двигатель шасси или автономный двигатель. При последнем варианте насос и двигатель могут быть в одном агрегате или соединены трансмиссией с карданными валами.

Технические характеристики современных аэродромных автомобилей приводятся в табл. 9.3.

Рассмотрим конструктивные особенности ряда аэродромных автомобилей (АА).

Аэродромный автомобиль АА-60(7310)-160.01 сооружен на шасси грузового автомобиля высокой проходимости МАЗ-7310. Его колесная формула 8х8, мощность двигателя 386 кВт. Общее устройство АА показано на рис. 9.12. За кабиной водителя размещен двигатель базового шасси в отсеке 2. За ним установлена цистерна 6 и пенобак 7. Цистерна имеет теплоизоляцию и подогрев воды. Он осуществляется тремя трубчатыми электроподогревателями НВЖ 2/3 или выхлопными газами подогревателя ПЖД-600 (мощность 25 МДж). Пенобак обогревается одним электроподогревателем.

Пожарный насос ПН-60Б имеет автономный привод от двигателя ЗИЛ-375 мощностью 132 кВт. Мотор – насосный агрегат 9 установлен в корме автомобиля. Отсек агрегата обогревается специальным радиатором от двигателя.

Пожарно-техническое вооружение и ЗИП автомобиля размещены, соответственно в отсеке 15, на крыше автомобиля и в ящиках 3 и 5. В передней части автомобиля установлена опора для лафетного ствола 1. Лафетный ствол комбинированный и может подавать воду или воздушно-механическую пену.

Принципиальная схема водопенных коммуникаций представлена на рис. 9.13. В отличие от ранее рассматриваемых схем следует указать на ряд особенностей. Во-первых, клапаны 4, 6, 10, 11 и 13, кроме ручного включения, могут управляться дистанционно с помощью пневмосистемы.

Во-вторых, задвижка 13 коллектора открывается только при заправке цистерны водой насосом или перед использованием лафетного ствола 9.

В-третьих, в системе имеется дополнительная линия подачи пенообразователя из пенобака 5, через клапан 4, минуя пеносмеситель 2. Этот путь используется при работе лафетным стволом 9.

Включение клапана 13 может осуществляться как от пневмосети автомобиля, так и от компрессора автономного двигателя ЗИЛ-375.

Управление элементами водопенных коммуникаций может осуществляться вручную или дистанционно системой пневмоуправления (рис. 9.14). Питание системы дублировано и осуществляется от пневмосети автомобиля (воздушный баллон 11) или от компрессора 12 двигателя ЗИЛ-375. На приводимой схеме с помощью распределителей с электроуправлением 16 и 17 осуществляется управление пневмоцилиндрами двойного действия 1 и 2, переключающими подачу к лафетному стволу воду или раствор пенообразователя. Пневмоцилиндр 3 двойного действия, включаемый распределителем 9 с электроуправлением, предназначен для включения и выключения сцепления моторно-насосного агрегата. Отдельные электропневматические клапаны обеспечивают управление клапанами Ду-32, Ду-90, Ду-125, Ду-150 и Ду-50.

Для дистанционного управления положением лафетного ствола пре-дусмотрен гидропривод (рис. 9.15). Он состоит из маслобака 1, установ-ленного на крыше насосного агрегата, масляного насоса 3, золотника 5 (1) управления гидроцилиндром 7 перемещения лафетного ствола в вертикальной плоскости, золотника 5 (2) управления гидроцилиндром 6 поворота лафетного ствола, трубопроводов, шлангов высокого давления, предохранительного клапана 4 и фильтра 11. Для заполнения системы гидропривода используется ручной насос 8, который входит в комплект автомобиля.

В этом гидроприводе используется масляный насос гидроусилителя руля автомобиля ЗИЛ-375, вал которого находится в постоянном зацеплении с валом двигателя.

Щитки управления лафетным стволом, запорной арматурой водопенных коммуникаций, запуском двигателя насосного агрегата, включения сцепления и контроля за работой агрегатов находятся в правой и левой кабине автомобиля, в насосном отсеке и у лафетного ствола.

В комплект пожарного оборудования основного аэродромного автомобиля входят две установки СЖБ-60 и порошковый огнетушитель ОП-100. Для вскрытия конструкций самолетов на автомобилей вывозятся две дисковые пилы ПДС-400 с бензомоторными двигателями. Все пожарное оборудование размещается в отсеках кузова, насосном отсеке, на крыше автомобиля и надежно закрепляется специальными зажимами.

Аэродромный автомобиль АА-7,2/55-(4310). Автомобиль сооружен на шасси Урал-4310. Основные элементы компоновки его представлены на рис. 9.16. За кабиной шасси находится площадка для ПТВ. На ней размещены колонка, напорно-всасывающие рукава, огнетушитель ОПУ-2-03 9, огнетушитель ОУ-80 и другое оборудование.

В переднем отсеке 3 установлен автономный двигатель ЯМЗ-236 для привода насоса, размещенного в заднем отсеке 7. Трансмиссия насоса включает редуктор, повышающий обороты, и два карданных вала, соединенных промежуточным валом.

На кузове автомобиля установлен лафетный ствол 4 СПЛК-60 с ручным управлением с помощью оператора. Цистерна 5 размещена между автономным двигателем и пожарным насосом. На крыше кузова закреплено ПТВ 6. Оно включает лестницу, пять пеногенераторов ГПС-600, два всасывающих рукава и трубы для заливки полосы пеной.

В переднем отсеке (за двигателем) размещаются соединительные головки, стволы СРК, гидроэлеватор, сетка СВ-125, водосборник и другое оборудование.

В заднем отсеке установлен насос ПН-60, бак с пенообразователем и размещается ПТВ. Оно включает 16 пеногенераторов ГПС-200; шесть ПНР диаметром 77 мм; четыре ПНР диаметром 51 мм, аптечку.

В кормовой части автомобиля размещается установка 8, предназначенная для покрытия взлетно-посадочной полосы воздушно-механической пеной. Она имеет ручное управление, которое осуществляется пожарным с подножки насосного отсека.

На бампере впереди автомобиля сооружена установка тушения пожара самолета (УТПС-3). Она включает три блока ГПС-600. Управление ею электрогидравлическое дистанционное – осуществляется из кабины водителя.

УТПС-3 предназначена для тушения разлитой горючей жидкости воздушно-механической пеной на взлетно-посадочной полосе; пожаров под крылом и фюзеляжем воздушного судна, а также для тепловой защиты кабины пожарного автомобиля.

Взаимное размещение УТПС, лафетного ствола и пожарного насоса представлено на рис. 9.17. Вода или пенообразователь подается насосом 9 в лафетный ствол 6 и (или) к установке УТПС 1. Включение лафетного ствола осуществляется краном управления 7. УТПС 1 включается краном управления 3, который приводится в действие пневмоприводом 5.

Установка тушения пожара самолета, размещенная на коллекторе, состоит из трех поворотных блоков 1 и 2, расположенных на коллекторе 4 ствола-пеногенератора, поворотного коллектора 4, подводящей магистрали 5 и гидрооборудования 6, 7, 8 и 9 (рис. 9.18). Поворотный блок ствола-пеногенератора состоит из распылителя 1 и пеногенератора 2 ГПС-600. Он поворачивается гидроцилиндром 3 в горизонтальной плоскости на угол от 0 до 55о вправо и влево от оси автомобиля. Пеногенератор 2 служит для подачи воздушно-механической пены. Ствол-распылитель предназначен для создания водяной завесы. При подаче водопенной эмульсии в ствол-распылитель 1 турбина 13 на конце ствола приводится во вращение и разбрызгивает ее веером перед кабиной автомобиля.

Гидроцилиндр 10 осуществляет поворот коллектора 4 вместе с блоками стволов и пеногенераторов в вертикальной плоскости: от 45о вверх относительно горизонтального уровня до 20о вниз (рабочее положение).

В транспортном положении коллектор и блоки ствола-пеногенератора закрепляются фиксаторами 11 и 12. Перед началом работы фиксаторы необходимо вытянуть на себя и повернуть на 90о относительно оси фиксатора.

Подводящая магистраль 5 служит для подвода раствора пенообразователя от пожарного насоса к УТПС.

Гидрооборудование предназначено для управления блоками ствола-пеногенератора и коллектора 4. Оно включает маслобак 9 вместимостью 30 л, установленный под левым передним отсеком, гидроцилиндры и масляный насос 8. Насос лопастной двойного действия (от гидроусилителя руля) с подачей от 9 до 23 л/мин. Он установлен на двигателе ЯМЗ-236 и приводится во вращение ременной передачей от шкива коленчатого вала.

В гидросистеме используется масло ВМГ3 ТУ 38-101479-74. Рабочее давление масла 5,5 МПа контролируется маномером, установленном на гидропанели 7.

Управление движением блоков ствола-пеногенератора осуществляется четырьмя электромагнитами (напряжение 24 В), входящими в состав гидрораспределителей и четырех включателей, подающих питание от аккумуляторных батарей автомобиля на электромагниты гидрораспределителей. Кнопки для управления размещены в кабине на передней панели.

Водопенные коммуникации АА-7,2/55(4310) по сравнению с автоцистернами имеют ряд особенностей. Рассмотрим их по принципиальной схеме, представленной на рис. 9.19.

1. В систему включена установка 1 тушения пожара самолета. При максимальном расходе воды 40 л/с достигается подача пены средней кратности 1800 л/с. Кран 2 Ду-100 имеет пневмопривод.

При работе насоса 8 вода поступает в насос из цистерны 6 при включенном кране 11. Пенообразователь из пенобака 18 при включенном кране 17 поступит в пеносмеситель 14, а затем во всасывающий патрубок 13 насоса 8. Раствор пенообразователя из насоса через кран 2 будет подводиться к ГПС-600 УТПС 1.

2. Пневмоприводом оборудован кран 17 Ду-40 подачи пенообразователя.

3. В схеме предусмотрено устройство для покрытия взлетно-посадочной полосы (ВПП) пеной. Пеногенераторы ГПС-200 в количестве 16 штук присоединяются к головкам коллектора 12. Коллектор состоит из трех частей: центрального коллектора, жестко закрепленного на раме автомобиля и двух боковых съемных коллекторов. Эти коллекторы соединяются с центральным коллектором соединительными муфтами. В рабочем положении они удерживаются тягами и распорными штангами. В походном положении боковые коллекторы размещаются на крыше автомобиля, а ГПС-200 – в заднем отсеке.

Смесь пенообразователя с водой образуется в насосе, как и в случае подачи ее в УТПС. Из коллектора насоса 8 через вентиль 9 она поступит к коллекторам 12, а затем в ГПС-200.

Комплект 16 ГПС-200 обеспечивает подачу пены средней кратности до 3000 л/с, покрывая полосу шириной не менее 12 м.

4. В системе водопенных коммуникаций установлен вакуумный затвор 21 оригинальной конструкции (рис. 9.20). При повороте рукоятки газового крана 5 вакуумный кран через патрубок 6 соединит полость насоса с камерой газоструйного вакуумного аппарата. Привод его заслонки пневматический. Контроль заполнения насоса водой осуществляется через прозрачную втулку 3. По заполнении насоса водой при выворачивании дренажного винта 7 трубопровод, идущий к газоструйному насосу, соединяется с атмосферой, что способствует полному и быстрому сливу воды из трубопровода при закрытом кране 5.

5. Водопенные коммуникации позволяют подавать воду или раствор пенообразователя к стволам или пеногенераторам по рукавным линиям, подсоединяемым к кранам 20 при снятых напорных заглушках 19 (см. рис. 9.19).

Заполнение цистерны водой может производиться при заборе ее из открытого водоисточника или от пожарной водопроводной сети. При этом через всасывающий патрубок 13 вода поступит в насос, а затем через кран 5 в цистерну.

Заполнение пенобака 18 пенообразователем можно осуществлять через заливную горловину или из посторонней емкости через кран 16 при снятой головке-заглушке 15.

Автомобиль аэродромный АА-8,0/60-50/3 (43118). Агрегаты и системы автомобиля установлены на шасси грузового автомобиля КамАЗ-48118 с колесной формулой 6х6. Энергетической установкой на нем является дизель КамАЗ-740 с турбонаддувом мощностью 191 кВт при частоте вращения вала 2600 об/мин. Общий вид автомобиля представлен на рис. 9.21.

На автомобиле установлен центробежный насос ПН-60. Привод к нему осуществляется от коробки отбора мощности с помощью трех карданных валов и двух промежуточных опор. Насосный отсек оборудован подогревателем ОВ65.

Вакуумная система состоит из газоструйного вакуумного аппарата, вакуумного клапана и трубопровода.

Цистерна вместимостью 7500 л сварена из листовой стали. Пенобак вместимостью 500 л встроен в цистерну. Цистерна и пенобак имеют по пять датчиков уровня воды. Светодиоды сигнализатора уровня воды и пенообразователя расположены на панелях приборов в насосном отделении и в кабине водителя.

Лафетный ствол может подавать в очаг горения воду или воздушно-механическую пену. Управление им осуществляется вручную с помощью двух маховичков. Крепится лафетный ствол к специальной стойке.

Стойка предназначена для выдвижения лафетного ствола в рабочее положение и представляет собой сборную стальную конструкцию с подвижными фланцевыми соединениями. Крепится она к специальной раме.

Выдвижение стойки с лафетным стволом в рабочее положение производится гидроцилиндром под давлением воды, подаваемой насосом. Гидроцилиндр 6 проушиной цилиндра крепится к кронштейну 5 (рис. 9.22) на раме. Проушина штока крепится к тяге 7, которая шарнирно закреплена в кронштейне 2. При подаче воды из насоса в цилиндр 6 его шток, выдвигаясь, повернет тягу 7 и стойка 1 с лафетным стволом поднимется вверх.

Для приведение в действие гидроцилиндра 6 необходимо открыть кран 3 подачи воды в поршневую полость гидроцилиндра. При выключении пожарного насоса давление в его коллекторе снижается и стойка с лафетным стволом под тяжестью собственной массы возвращается в транспортное положение. При этом вода будет выдавливаться из полости гидроцилиндра.

Ряд особенностей имеют водопенные коммуникации (рис. 9.23). За-полнение цистерны водой можно производить, заливая ее через люк от посторонних источников. При заправке с открытого водоема вода поступает через всасывающие рукава, предварительно подсоединенные к патрубку 6 насоса 7, работающий насос 7, открытую задвижку 12 и вентиль 17. Аналогичным образом осуществляется заправка цистерны и от водопроводной сети.

При подаче воды лафетным стволом 14 из цистерны необходимо открыть клапан 5, задвижки 12 и 13. Для подъема лафетного ствола следует, открыв шаровой кран 16, обеспечить поступление воды в гидроцилиндр 15 подъема лафетного ствола.

К напорным патрубкам с задвижками А и В насоса 7 может быть подсоединен пеногенератор ГПС-600 или трехходовое разветвление РТ-80. К последнему могут быть подключены воздушно-пенные стволы СВП-4 и ствол РСК-50. Для подачи к ним воды (или раствора пенообразователя) применяются прорезиненные напорные рукава диаметром 77 мм и длиной 20 м.

К разветвлению или ГПС-600 прокладываются рукавные линии из прорезиненных напорных рукавов диаметром 51 мм и длиной 20 м. На автомобиле предусматривается установка для покрытия пеной ВПП. Покрытие производится пеной средней кратности при аварийных посадках самолетов.

Установка является съемным агрегатом. Она состоит из двух пенных коллекторов 10. Каждый из них выполнен в виде трубы с одним подводящим и тремя отводящими патрубками. На отводящих патрубках устанавливаются генераторы пены ГПС-600. Подвод к ним раствора пенообразователя осуществляется по напорным рукавам 9, которые подсоединяются к напорным патрубкам с задвижками А и В коллектора пожарного насоса.

Собранная установка навешивается на задний бампер автомобиля. После этого она соединяется с напорными задвижками.

После навешивания установки запускается насос, открываются задвижка 13 и клапан 5 подачи пенообразователя, достигается давление 0,7 – 0,8 МПа (70 – 80 м вод.ст.) и открываются задвижки А и В напорных патрубков.

С началом выхода пены из генераторов начинается движение автомобиля в соответствии с выбранной схемой покрытия ВПП. На автомобиле в передней части кузова крепится углекислотная установка. В ее состав входят два баллона с углекислотой массой по 25 кг в каждом и две катушки с рукавами 220 м. На одной катушке установлен раструб с рукавом, а на другой – ствол-пробойник. Интенсивность подачи углекислоты 3 кг/с.

Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг.

Скачать страницу полностью в формате MS Word (doc)

>>> 2 часть

<<< вернуться на основную страницу "Пожарные автомобили и техника"

Заметки на полях

1/ История части

2/ Л/С ПЧ Мортка

3/ Гарнизон Конды:

4/ Курилка:

"Пожарное дело"

"Центроспас-Югория"

"архив журналов"

Федеральные ресурсы:

Ресурсы ХМАО-Югры:

Ресурсы района:

Справочник:

Погода:

Разное:

Яндекс.Метрика