Филиал

казенного учреждения

ХМАО-Югры

"Центроспас-Югория"

по Кондинскому району

ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ

поселка городского типа Мортка

адрес: 628206, пгт. Мортка,

ул. Пушкина, 2.

тел: 8 (34677) 30-154, 31-003

эл.адрес: spas-konda@yandex.ru

Помощь пожарному

НОВОСТИ

Нормативно-правовая база

Охрана труда

Караульная служба

Основные термины

Пожарная техника и вооружение:

Тактика тушения пожаров

Водоснабжение

ГДЗС

Пожарно-строевая подготовка

Медицинская подготовка

История пожарной охраны России

Тесты

Сайты коллег

Архив видео

Архив фото

Гражданская оборона и ЧС

Профилактика

Пожарная безопасность в бизнесе

Геральдика МЧС России

Материально-техническое обеспечение (МТО)

Друзья сайта

ПЧ-27 Братск ПОЖАРУ-НЕТ! грузоперевозки

Личное время

- ПОЖАРЫ -

Ищем по сайту

Методические рекомендации по работе с аварийно-спасательным инструментом при дорожно-транспортных происшествиях

ЧАСТЬ 2

1. Базовые методы спасения из автомобилей

1.1 Введение

1.2 Стабилизация (устойчивость объекта)

1.3 Демонтаж двери

1.4 Демонтаж боковой стороны автомобиля

1.5 Преобразование третьей двери

1.6 Удаление крыши

1.7 Сдвиг приборной панели

1.8 Доступ к ногам пострадавшим

1.9 Подъем приборной панели

2. Тяжёлые транспортные средства

2.1 Грузовые автомобили

2.2 Автобусы

3. Оказание первой медицинской помощи

4. Заключение

<<< ЧАСТЬ 1

1. Базовые методы спасения из автомобилей

1.1 Введение

Основной процент ДТП с заблокированием пассажиров падает на легковые автомобили. Термин « легковые автомобили» становятся все труднее и труднее определить с необходимой четкостью. При употреблении этого термина мы имеем в виду в большинстве частные легковые автомобили, например автомобили для семьи. Ирония заключается в том, что «легковые» транспортные средства включают в настоящее время новейшие конструктивные разработки и материалы, которые обеспечивают высочайшую безопасность для пассажиров и одновременно многократно усложняют работу пожарных-спасателей.

Каждая авария легкового автомобиля уникальна. Такие характеристики, как тип и число попавших в ДТП автомобилей, их расположение при столкновении, число и состояние пострадавших, а также внешние опасности, играют важную роль в определении соответствующих аварийно-спасательных действий и последовательности их выполнения. В данном разделе описываются основные методы, которые могут быть применены для безопасной эвакуации пострадавших из автомобиля. Как и любые профессиональные навыки, эти методы требуют постоянной практики.

1.2 Стабилизация (устойчивость объекта)

Цель:

Минимизация перемещений автомобиля, которые могут оказать негативное воздействие на находящихся в нем пострадавших или травмировать пожарных-спасателей.

 

Внимание: Эта часть аварийно-спасательных работ должна быть выполнена до начала любых других действий по эвакуации пострадавших в ДТП.

 

А - автомобиль стоит на колесах

 

Необходимо использовать как минимум три точки опоры, но при этом настоятельно рекомендуем использовать опору на четыре точки. Опорные блоки должны быть установлены с целью обеспечения максимально возможной устойчивости, как это показано на рисунках.

 

В - автомобиль перевернут на бок

 

 

 

 

 

Подпереть днище автомобиля механическими распорками (из дерева или металла), или использовать гидравлические или пневматические стойки (крепь)

 

 

 

 

Зафиксировать установленные распорки в требуемом положении используя натяжные ремни или специальные механические приспособления

 

 

 

 

Для механических распорок может потребоваться установить клинья для гарантии их надёжного закрепления

 

 

 

 

В зависимости от конкретной ситуации может потребоваться также использование распорок и крепи для стабилизации автомобиля со стороны крыши

 

C - автомобиль опрокинут на крышу

 

 

 

 

 

Установить опорные блоки между задней частью крыши перевернувшегося автомобиля и поверхностью земли

 

 

 

 

Для обеспечения хорошей устойчивости поставить дополнительные блоки в пространстве между капотом и лобовым стеклом автомобиля

1.3 Демонтаж двери

А - Автомобиль стоит на колесах

 

Цель:

Создать доступ с целью обеспечения наилучшего ухода за пострадавшими в процессе их эвакуации. Дверной проём может быть использован и для немедленного их освобождения, если необходимо.

Оценка ситуации:

Наиболее оптимальный метод снятия двери автомобиля зависит от типа и характера повреждений конструкции автомобиля. Надо помнить, что первым шагом является разблокировка двери и обычное её открытие, если это возможно.

 

 

 

 

Если подходящее место для введения расширителя отсутствует, а переднее крыло доступно, то сначала необходимо сжать это крыло в самой верхней точке арки колеса. Это создаст необходимое пространство вокруг петель двери

 

 

 

Если крыло необходимо снять совсем, то следует сделать профильный надрез в том месте, где крыло было сжато

 

 

 

Необходимо найти хорошую точку опоры для расширителя над верхней петлёй двери автомобиля, после чего дверь можно легко отжать

 

 

 

Работать следует с каждой из петель только поочередно. Не следует начинать работу между двумя петлями сразу

 

Если точка опоры начинает скользить, остановитесь и установите расширитель в другом месте, или отрежьте петли

 

 

 

 

После удаления дверных петель и ограничителя между ними следующим шагом является снятие двери с замковой части

 

 

 

После полного удаления двери она должна быть помещена на площадку для снятых элементов автомобиля

Альтернатива: Характер ДТП может сделать недоступным подход к передней части автомобиля. В таком случае доступ к дверным петлям может быть получен следующим образом:

 

 

 

Вставьте расширитель в передний угол оконного проема автомобиля. Отожмите дверь вниз от передней стойки автомобиля для создания пространства над дверными петлями

 

Во избежание проникновения расширителя в салон к пострадавшим необходимо соблюсти правильное размещение наконечников и угол установки расширителя

 

B - автомобиль опрокинут на крышу

 

 

 

 

 

 

Сдавите пороги автомобиля, чтобы создать пространство, необходимое для наконечников расширителя

 

 

 

 

 

При необходимости, следует увеличить полученный зазор путем зажатия нижней части обшивки двери спредером и выгибания её наружу

 

 

 

 

 

Отожмите дверь наружу от корпуса автомобиля

 

 

 

 

Когда дверь раскрыта после освобождения её, от фиксации замка, необходимо отрезать или разжать дверные петли и удалить дверь

Альтернатива:

 

 

 

Зажав обшивку двери рабочими наконечниками спредера и отгибая её, создайте пространство у замочной части двери

 

 

 

Использовать расширитель для отрыва механизма замкa, отжав дверь от корпуса автомобиля наружу, и закончить операции, как описано выше

 

Необходимо постоянно контролировать перемещение двери, чтобы она не вошла в опасный контакт с пострадавшим или с пожарным-спасателем и не уперлась в землю, вызвав перемещение автомобиля

 

1.4 Демонтаж боковой стороны автомобиля

Цель:

Создание большого проёма в боковой стороне автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации, если необходимо.

 

Думая вперёд: Не рекомендуем использовать данный метод, если в дальнейшем будет необходимость прибегнуть к отгибу приборной панели.

 

 

 

 

Сначала необходимо снять переднюю дверь автомобиля, используя один из описанных ранее методов

 

 

 

Затем следует снять заднюю дверь с помощью резания или разжима дверных петель

 

 

 

Отрезать верхнюю и нижнюю части средней стойки в автомобиле для её удаления. Необходимо помнить об использовании средств защиты от острых кромок

 

Следует осмотреть и проверить все стойки и усиления крыши перед началом их резания

 

Альтернатива:

 

 

 

Начав с задней стороны, сдавите дверь, чтобы создать место для введения рабочих наконечников расширителя

 

 

 

Теперь следует отжимать дверь вплоть до разрушения замка и раскрытия двери

 

Необходимо постоянно контролировать перемещение двери, чтобы она не вошла в опасный контакт с пострадавшим или с пожарным-спасателем и не уперлась в землю, вызвав перемещение автомобиля

 

 

 

 

Работая со стороны задней двери автомобиля, делают глубокий рельефный рез в нижней части средней стойки с целью её ослабления

 

Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания

 

 

 

 

Установить один из рабочих наконечников расширителя в основание задних кресел автомобиля. Медленно и осторожно раскрывать его, следя за устойчивостью точки опоры, после чего опереть другой рабочий наконечник в нижней части средней стойки. Теперь необходимо отжать наружу, отводя её от порога автомобиля

 

 

 

Продолжать расширение, раздвигая рабочие наконечники спредера вплоть до отделения средней стойки от порога автомобиля или до создания достаточного свободного пространства, чтобы завершить операцию с помощью резака

 

 

 

Удалить среднюю стойку, отрезав её в верхней части как можно выше

 

Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания

 

 

 

 

Снять переднюю дверь автомобиля с петель, в то время как другие пожарные-спасатели поддерживают дверь от падения

 

 

 

Обеспечить хорошую защиту от острых кромок

1.5 Преобразование третьей двери

Цель:

Создание достаточного проёма в боковой стороне двухдверного автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации, если необходимо.

 

Не рекомендуем использовать данный метод, если в дальнейшем будет необходимость прибегнуть к отгибу приборной панели

 

 

 

 

В первую очередь необходимо снять переднюю дверь автомобиля любым из ранее описанных методов

 

 

 

Выполнить глубокий рельефный рез в основании средней стойки. При необходимости для облегчения резания следует сначала сдавить эту область с помощью расширителя

 

Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания.

 

Eсли средняя стойка продолжается до крыши автомобиля, то необходимо обрезать ее в самой верхней её части.

 

 

Для большей безопасности можно снять среднюю стойку полностью.

 

 

 

Выполнить вертикальный рельефный разрез перед задней стойкой

 

 

 

Расположить рабочие наконечники расширителя в основании реза средней стойки. Раскрыть расширитель и выдавить боковую панель наружу, создавая, таким образом, третью дверь

 

 

 

Свободное пространство создано, и следует тщательно установить защиту от острых кромок

1.6 Удаление крыши

Цель:

Демонтаж крыши автомобиля с целью обеспечения удобного доступа к пострадавшим и их эвакуации из автомобиля.

 

Оценка ситуации:

Методы удаления крыши будут зависеть от масштаба и типа структурных повреждений автомобиля.

В зависимости от характера удара и окружения места аварии не всегда требуется удалять крышу автомобиля полностью. Другие виды работ с крышей автомобиля могут быть:

  • откидывание крыши вперёд;
  • откидывание крыши назад;
  • частичное удаление крыши;
  • боковое откидывание крыши;
  • откидывание крыши перевёрнутого автомобиля.

Каждый из перечисленных выше методов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо оценить при принятии решения о том, какой из методов будет наилучшим в сложившейся ситуации.

 

A - Полное снятие крыши автомобиля

 

 

 

 

Удалить все необходимые стекла.

 

 

 

Отрезать обе передние стойки

 

 

 

Разрезать любое стекло от края до края обеспечивая защиту как пострадавшего, так и пожарного-спасателя от осколков стекла и стекольной пыли

 

 

 

Отрезать обе средние стойки

 

Пожарные-спасатели должны полностью поддерживать крышу автомобиля до начала разрезания стоек.

 

 

 

 

Продолжить демонтаж крыши, разрезая задние опорные стойки

 

Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания.

 

 

 

 

Надежно поддерживая крышу автомобиля, выполнить заключительную операцию резания, убедившись, что отсутствуют любые другие соединительные точки и связи, такие как ремни безопасности или детали пластиковой отделки.

 

 

 

Теперь пожарные-спасатели могут снять крышу с автомобиля и перенести её на специально выделенную для этой цели площадку

 

 

 

Заключительным шагом является установка защиты от острых краев и кромок.

 

B - откидывание крыши автомобиля вперед

 

 

 

 

 

В первую очередь необходимо отрезать опорные стойки. Эту операцию следует выполнять, поддерживая крышу автомобиля

 

 

 

После размещения необходимой защиты от осколков стекла, сделайте профильные надрезы с двух сторон крыши автомобиля непосредственно за лобовым стеклом

 

 

 

Теперь отгибаем крышу автомобиля вперед. Может быть необходимым использование лома в качестве рычага (оси) для перегиба

 

 

 

Крышу автомобиля в отогнутом состоянии необходимо застропить и закрепить ремнями

 

 

 

Острые углы и кромки должны быть защищены

 

C - откидывание крыши автомобиля вбок

 

Необходимо обеспечить устойчивость объекта до начала выполнения любых операций по эвакуации. Это особо важно, если автомобиль находится в таком неустойчивом положении.

 

 

 

 

 

Сделать вырез в передней стойке

 

 

 

Разрезать лобовое стекло под углом, как показано на рисунке, для создания места сгиба. Помните о защите пожарных-спасателей и пострадавших от осколков стекла

 

 

 

Отрезать среднюю стойку ближе к крыше автомобиля

 

 

 

Отрезать заднюю стойку максимально близко к крыше автомобиля

 

Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания.

 

 

 

 

Выполнить профильный надрез крыши автомобиля непосредственно над задней стойкой. На некоторых типах легковых автомобилей конструкция крыши такова, что потребуется также разрез крыши и над передней стойкой

 

 

 

Для создания горизонтальной рабочей платформы следует поставить опорные блоки в тех местах, куда будет положена крыша автомобиля. Медленно и плавно отгибайте крышу автомобиля по направлению вниз, чтобы автомобиль не потерял устойчивость

 

 

 

Заключительным шагом является защита всех острых поверхностей и кромок

 

D - откидывание крыши перевернутого автомобиля

 

Необходимо отметить, что данный метод требует хорошо обученной аварийно-спасательной команды, которая имеет практику выполнения этих работ.

 

 

 

 

Необходимо надежно зафиксировать положение автомобиля клиньями и блоками, как указывалось ранее. Следует помнить о том, что автомобиль, показанный на рисунках этого раздела, имеет двигатель, расположенный спереди. К автомобилям с задним расположением двигателя должен быть иной подход

 

 

 

После обеспечения надежной устойчивости автомобиля следует выполнять стандартные операции по удалению стёкол. Открыть заднюю часть автомобиля, удалив, по возможности, его заднюю дверь

 

 

 

Подпереть заднюю часть автомобиля, нагрузив страховочные опоры

 

 

Удалить задние сидения автомобиля в случае эвакуации пострадавших с передних кресел. Это обеспечить лучший доступ к пострадавшим. В некоторых ситуациях это может оказаться невозможным без предварительного создания достаточного рабочего пространства

 

 

Если Вы намерены откинуть крышу автомобиля вниз, то необходимо предварительно вынуть опорные блоки, установленные под ней. Если это невозможно, продолжите выполнение работ с опорными элементами на прежних местах, чтобы предотвратить движение крыши вниз

 

 

 

Установите домкрат на надёжную опорную поверхность на крыше автомобиля и создайте домкратом усилие между крышей и полом автомобиля

 

 

 

Теперь необходимо отрезать средние и задние стойки с обеих сторон автомобиля, используя стандартные меры предосторожности

 

Поскольку опорные стойки срезаны, может быть необходима регулировка усилия домкрата для гарантии, что он останется на месте под требуемым давлением.

 

 

 

 

Выполнение операции резания, подъёма и стабилизацию устойчивости автомобиля следует проводить, полностью скоординировано

 

 

 

В зависимости от выбранного метода, в данный момент Вы либо приподнимаете автомобиль вверх, либо толкаете его крышу вниз, применяя домкрат

 

 

 

С помощью домкрата создано необходимое свободное рабочее пространство. Страховочные опоры теперь необходимо постоянно регулировать, чтобы обеспечить оптимальную устойчивость автомобиля

 

Опоры установлены исключительно для поддержки автомобиля. Ими нельзя поднимать автомобиль вверх, так как это может привести к падению домкрата из рабочего положения

 

 

 

 

По завершению операции создано достаточно свободное пространство для контролируемой эвакуации пострадавших из автомобиля

 

 

Технологии создания пространства могут применятся для различных целей, как по созданию свободной рабочей зоны, так и для обеспечения безопасной эвакуации пострадавших, зажатых в автомобиле

1.7 Сдвиг приборной панели

Цель:

Перемещение передней панели автомобиля для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам.

 

 

 

 

Метод оттягивания рулевого колеса с помощью расширителя и тяговых цепей в настоящее время не рекомендуется. Усилия в рулевой колонке могут привести к поломке шарниров, что, в свою очередь, может травмировать и пожарных-спасателей, и пострадавших

 

Усилители приборной панели в новых автомобилях могут потребовать использования домкрата на каждой из сторон автомобиля. Выдвижение двух домкратов одновременно необходимо, чтобы противодействовать эффекту смещения панели вниз, вызванного этой недеформируемой конструкции

 

Обеспечить устойчивость автомобиля, как было описано выше. Добавить дополнительные опоры под среднюю стойку, где будет установлено основание домкрата. Хотя не каждая ситуация это позволит, настоятельно рекомендуем использовать опору домкрата для распределения усилий, действующих в его основании

 

Установите домкрат в необходимое положение и зафиксируйте его на месте небольшим давлением. Это предотвратит падение приборной панели из-за последующих операций резания. Положение рукоятки управления домкрата должно быть наружу из салона и не вверх

 

Сделайте надрез профиля через основание передней стойки. Если рабочее пространство ограничено, может быть необходимо выполнить этот надрез перед установкой домкрата

 

Необходимо уделять особое внимание перемещению резака во время этой операции, так, чтобы он не вошёл в контакт с пострадавшим, с креслом автомобиля или с домкратом

 

 

Теперь, под контролером, можно начать раздвижение домкрата. Необходимо внимательно следить за всеми точками опоры во время этой операции. Не следует забывать о постоянном контроле устойчивости автомобиля, немедленно выполняя все требуемые регулировки. Используйте клиновые блоки в раскрытии профильного надреза

 

Если на какой-то момент операция остановлена, при её возобновлении обратите внимание на положение рукоятки управления домкрата. Не начинайте резко опускать домкрат.

1.8 Доступ к ногам пострадавшим

Цель:

Обеспечить лучший доступ к ногам пострадавшего при его высвобождении или оказании медицинской помощи.

Оценка ситуации:

В случае серьезных лобовых столкновений этот метод может не обеспечить требуемый доступ к ногам пострадавших.

 

 

 

 

Сделать два профильных надреза на расстоянии приблизительно 30 см друг от друга в основании передней стойки

 

Уделяйте особое внимание перемещению резака во время этой операции, чтобы он не вошел в контакт с пострадавшими или с креслом автомобиля.

 

 

 

 

Зажать расширителем вырезанный кусок секции

 

 

 

Отогнуть эту секцию наружу с помощью расширителя

 

 

 

Теперь, когда обеспечен доступ к ногам пострадавшего, вы можете начать безопасно работать в созданном пространстве

 

В некоторых ситуациях может также стать возможным отвод педалей от ног пострадавшего в сторону, отогнув их вбок с помощью ремней.

Как видно на рисунке, дверь автомобиля может быть использована как рычаг для закрепления ремня

1.9 Подъем приборной панели

Цель:

Перемещение приборной панели автомобиля строго вверх, в сторону от пострадавшего.

Оценка ситуации:

Этот метод практически полезен в тех ситуациях, когда зажатие пострадавшего вызвано в большей степени смещением приборной панели автомобиля вниз, чем её перемещение назад

После того, как автомобиль надёжно закреплён, необходимо проверить. Что переднее крыло автомобиля целиком снято. Потребуется также более глубокий профильный надрез верха колесной арки для использования его в качества точки перегиба.

 

 

 

Вырезать сектор, удобный для введения рабочих наконечников вашего расширителя, как описано выше для операции освобождения ног пострадавшего. Установить опорные клинья и блоки непосредственно под передней стойкой

 

 

 

Рабочие наконечники расширителя необходимо установить в вырезанном для доступа секторе, после чего можно начать операцию подъема приборной панели автомобиля

 

 

 

Работая одновременно с домкратом, если он установлен, медленно приподнимайте приборную панель автомобиля, постоянно оценивая надежность точек контакта рабочих наконечников расширителя и корпуса автомобиля

 

Если на какой-то момент операция остановлена, при её возобновлении обратите внимание на положение рукоятки управления домкрата. Не начинайте резко опускать домкрат

 

 

 

 

Теперь создано достаточное рабочее пространство, которое поможет безопасно эвакуировать пострадавшего. Расширитель не следует отпускать вплоть до полной эвакуации пострадавшего из автомобиля.

2. Тяжёлые транспортные средства

2.1 Грузовые автомобили

Цель:

Познакомить с ключевым решениями и сложностями, связанными со спасением из грузовых автомобилей.

Оценка ситуации:

Поскольку эти автомобили предназначены для транспортировки тяжёлых грузов, их устройство и конструкция значительно отличается от конструкции легковых автомобилей.

 

Необходимо помнить, что грузовые автомобили предназначены для перевозки тяжёлых грузов, а не нескольких пассажиров. Это означает, что очень часто мы сталкиваемся с исключительно прочной конструкцией, которая может требовать применения спасательных инструментов высокой мощности. Большие размеры и масса этих автомобилей могут представлять сложные проблемы, связанные с их стабилизацией. Большие расстояния между дорогой и автомобилем, смещение центра масс, опасные и негативные грузы - это лишь часть проблем. Также важно понимать разницу между обеспечением устойчивости подрессоренных и неподрессоренных масс грузового автомобиля. Когда грузовой автомобиль стоит на всех своих колесах на уровне земли, это сложности не представляет. В том же случае, когда грузовой автомобиль стоит на неровной поверхности, на других посторонних объектах или не на колесах, обеспечение его устойчивости становится высоко техничной задачей.

 

Дополнительную сложность представляет высота кабины грузовиков, что вынуждает пожарных-спасателей работать на лестницах или платформах. Безопасная работа на платформе требует опыта и чёткого взаимопонимания между всеми членами команды. Это будет необходимо при передачи инструментов друг другу и при дальнейшей эвакуации пострадавшего через эту платформу

Различные модели кабин грузовых автомобилей

 

 

 

Подклиньте колеса и кабину автомобиля; может также необходимо прикрепить кабину ремнями к шасси в том случае, если механизм замка поврежден во время удара

 

 

Удалите дверь грузового автомобиля, где возможно применяя технику раскрытия петель. Начав со стороны, где расположены петли можно обнаружить, что дверь легко удаляется после срезания или разрушения петель

 

Внимание: Помните о значительном весе дверей. Закрепите их натяжным ремнем.

 

 

 

 

 

Установите домкрат в горизонтальном положении

 

 

Обрежьте переднюю стойку кабины грузового автомобиля вверху и ослабьте её, надрезав стойку в основании, а также переднюю панель в области приборной доски для независимого отгиба панели вперед

 

 

Выполните контролируемое смещение приборной панели грузовика вперед, только на расстояние, необходимое для освобождения пострадавшего

 

 

При необходимости Вы можете поднять крышу грузового автомобиля вверх, сделав профильный надрез с обеих сторон крыши и выдавливая её с помощью домкрата

 

Работу со стеклами всегда следует выполнять в первую очередь, как это было описано в легковых автомобилях, одновременно контролируя возможное срабатывание подушек безопасности. Может оказаться предпочтительным удаление лобового стекла автомобиля при оказании помощи пострадавшему и для облегчения работы пожарным-спасателям

 

 

 

Во многих случаях значительную помощь окажет наклон или выталкивание рулём колонки вверх. Это часто можно сделать, используя штатную систему регулировки наклона рулевого колеса автомобиля или, если необходимо, путем сдвига рулевой колонки аварийно-спасательным инструментом

2.2 Автобусы

Цель:

Познакомиться с ключевыми решениями и сложностями, связанными со спасением и эвакуацией пострадавших из попавших в аварию автобусов.

Оценка ситуации:

Автобусы часто относят к категории тяжёлых транспортных средств, но они имеют конструкцию, отличную от грузовых автомобилей. Пассажирский салон автобуса весьма непрочен в случае ДТП. Салон монтируется на шасси, состоит из длинных продольных лонжеронов и перекрещивающихся конфигураций трубок, сваренных вместе, к которым прикреплена наружная обшивка (стальные листы или стеклопластик).

Такая конструкция часто не в состоянии противостоять усилиям и нагрузкам, действующим на неё во время аварии. А это ведет к потенциальному блокированию значительного числа пострадавших в автобусе. Кресла внутри автобуса часто повреждаются из-за больших нагрузок при столкновении, что приводит к дополнительным жертвам.

 

 

 

 

Высота конструкции автобуса может вести к дополнительным трудностям при стабилизации в подобной аварии

Конструкция кузова туристических автобусов (одно-и-двухэтажные)

Обеспечение доступа:

После работ по стабилизации автобуса следующая задача-обеспечение доступа в этот автобус. Это можно сделать несколькими способами, простейшим из которых будет использование дверей, боковых окон салона или аварийных выходов на крыше автобуса. После того, как Вы получили доступ внутрь, у Вас с будет гораздо более точное представление о масштабах аварии, и Вы сможете сообщить о количестве и характере травм пострадавших другим участникам спасательной операции. Не забудьте проверить багажное отделение, а также спальные полки и туалеты, если автобус этим оснащен.

Элементы аварийных выходов

Обеспечение доступа:

По причине того, что большинство автобусных аварий связано со значительным количеством пострадавших, очень важно чётко определить роли всех членов вашей аварийно-спасательной команды по конкретным рабочим зонам. Может быть, также необходимо определить и чётко обозначить зоны расстановки спасательных транспортных средств с целью обеспечения быстрой и безопасной транспортировки (эвакуации) пассажиров. В некоторых случаях может потребоваться разделение аварийно-спасательных команд на небольшие группы, работающие на разных участках.

Операции по высвобождению:

 

Спасательные операции при подобной автобусной аварии обычно включают создание достаточного пространства, как для первичного доступа, так и для эвакуации пострадавших. После получения доступа внутрь Вы имеете возможность начать освобождение пострадавших из рядов между кресел

Стратегически выполнение операций внутри автобуса должно быть сфокусировано на обеспечение свободного и безопасного доступа, и путях эвакуации пострадавших на носилках через всю зону аварии. Проработка ясных и чётких команд между теми пожарными-спасателями, кто находится внутри автобуса, работая с инструментами, и теми, кто снаружи управляет насосами, также обеспечит безопасную и слаженную работу. Эта проблема также может быть решена с помощью применения автономных аварийно-спасательных инструментов внутри автобуса.

3. Оказание первой медицинской помощи

Следствием практически любой ЧС является травмирование людей. Оказание им своевременной и квалифицированной первой медицинской помощи является основ¬ной профессиональной обязанностью пожарных-спасателей.

Комплекс неотложных мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоро¬вья, облегчение страданий, сведение до ми¬нимума отрицательных последствий происшествия называется первой медицинской помощью (ПМП).

К основным мероприятиям по оказанию ПМП относятся: определение состояния пострадавшего, остановка кровотечения, обезболивание, нало¬жение повязок, сердечно-легочная реанимация. Обязательным условием проведения ПМП является оценка ситуации и обеспече¬ние безопасности пострадавших и пожарных-спасателей, прекращение действия поражающих фак¬торов, транспортировка пострадавшего в безопасное место, выбор стратегии проведе¬ния ПМП, оказание ПМП, информирование специальных служб, постоянный контроль за состоянием пострадавшего.

При оказании ПМП пожарные-спасатели должны действовать спокойно, решительно и профессионально, соблюдая пра¬вильную последовательность своих действий.

При оказании ПМП нельзя допускать действий, в результате которых пострадавшему станет хуже. Наиболее слож¬ной является ситуация, когда имеется несколько пострадавших. В этом случае ПМП должна быть оказана первоначально тем, кто находится в бессознательном состоянии, а затем всем остальным.

При оказании ПМП пожарные-спасатели должны постоянно контролировать пульс и дыха¬ние пострадавшего, а в случае их остановки незамедлительно приступить к проведе¬нию реанимационных мероприятий.

 

Нельзя оставлять пострадавшего одного

 

У пожарных-спасателей, в особенности у новичков, состояние пострадавших, их внешний вид, травмы, кровь могут вызвать волнение, и растерянность. Все это приводит к нежелательным действиям при оказании ПМП, в т.ч.: замешательство, спешка, ошибки, что в конечном итоге отражается на ухудшении со¬стояния пострадавшего, снижении эффективности ПМП. Чтобы этого не допустить, необходимо постоянно тренироваться и соблю¬дать следующие правила.

Последовательность действий спасателей при оказании ПМП:

  • создание безопасных условий для оказания ПМП;
  • осмотр пострадавшего, определение его состояния, степени травмирования;
  • постановка диагноза;
  • оказание ПМП;
  • транспортировка в лечебное учреждение.

Диагностика при ДТП

  1. Выявить ведущее (ведущие) повреждение, а также наличие угрожающих жизни состояний: шока, острой кровопотери, острой дыхательной и сердечной недостаточности.
  2. Определить проходимость дыхательных путей и состояние дыхания пострадавшего. Причиной отсутствия самостоятельного дыхания может быть механическая асфиксия вследствие аспирации рвотных масс, западения языка, попадания в глотку зубных протезов. Эти причины выяв¬ляются при осмотре полости рта и глотки. Спонтанное дыхание может отсутствовать вследствие тяжелого повреждения головного мозга, травматического шока 1У степени (агония), в терминальных стадиях острой кровопотери.
  3. Установить наличие травматического шока и острой кровопотери:
    • определить характер и частоту пульса, измеряют артериальное давление;
    • выслушать сердцебиение.
  4. Провести осмотр пострадавшего для выявления основных повреждений:
    • осматривают и пальпируют череп больного;
    • определяют состояние сознания;
    • ширину и равномерность зрачков;
    • наличие ран, гематом, кровотечения из носа и ушей;
    • пальпируют остистые отростки шейных и верхних грудных позвонков, определяя их состояние и болезненность:
    • пальпируют ключицы, ребра с обеих сторон;
    • наличие подкожной эмфиземы грудной стенки, особенно распространяющейся на шею и лицо, свидетельствует о разрыве легкого;
    • пальпируют плечевой пояс, плечо, предплечье;
    • осматривают и пальпируют живот больного для исключения травмы органов брюшной полости;
    • дают нагрузку на гребни подвздошных костей и данное сочленение для выявления наличия болезненности, а также проверяют наличие бесспорных признаков переломов костей таза:
    • пальпируют последовательно бедра, коленные суставы и голень на каждой конечности для выявления переломов:
    • определяют функцию периферических отделов конечностей (стоп, кистей рук, пальцев), особенно в ответ на болевые раздражения (с целью выявления парезов и параличей); парезы, параличи одной стороны тела говорят о глубоких поражениях головного мозга. Нижние парезы и параличи свидетельствуют о переломе позво¬ночника в грудном или поясничном отделе с повреждением спинного мозга;
    • одновременно с выявлением закрытых повреждений фиксируют все открытые раны, ссадины, открытые переломы, наличие и характер травматического кровотечения, ожоги;
    • выслушивают тоны сердца, наличие и равномерность дыхательных шумов, шумы кишечника.

Неотложные первоочередные мероприятия первой помощи

  1. Восстановление дыхания:
    • освободить дыхательные пути от рвотных масс, крови, инородных тел с помощью марлевого тампона. спринцовки;
    • при закрытии просвета глотки корнем языка - выдвинуть нижнюю челюсть;
    • начать искусственную вентиляцию легких, наружный массаж сердца. Нередко с устранением асфиксии восстанавливается сознание пострадавшего.
  2. Остановка наружного кровотечения:
    • наложение давящей повязки;
    • наложение кровоостанавливающего жгута;
    • пальцевое прижатие;
    • фиксация конечности в определённом положении.
  3. Давящая повязка – накладывается при кровотечении из небольшого сосуда.

  4. Противошоковые мероприятия:
    • при стабилизации систолического артериального давления на уровне 70-80 мм рт. ст. и появления пульса на периферических артериях приступают к иммобилизации наиболее опасных и крупных переломов. Тратить время на шинирование переломов мелких костей не следует;
    • обезболивающие средства;
    • сердечно-сосудистые средства (при остановившемся кровотечении);
    • согреть больного, тепло укрыть, алкоголь, чай, кофе (при отсутствии повреждений органов брюшной полости);
    • на обширные раны (ожоговые поверхности) накладывают повязки;
    • правильная транспортировка больного. Во время транспор¬тировки при необходимости продолжать реанимационные мероприятия.
  5. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания:
    • Сразу после освобождения конечности, ближе к месту сдавливания накладывается жгут;
    • Туго бинтуют конечность от основания пальцев до жгута и только после этого осторожно снимают жгут;
    • Конечности придают возвышенное положение;
    • Холод на повреждённую конечность;
    • Иммобилизация конечности при помощи шин;
    • Профилактика и борьба с шоком.

>>> подробнее о медицинской помощи

4. Заключение

Совершенно невозможно охватить все возможные ситуации при эвакуации пострадавших из транспортных средств, ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и оказании первой медицинской помощи.

Данное руководство следует рассматривать как рекомендации по основным принципам проведения аварийно-спасательных работ и эвакуации пострадавших в ДТП. Однако не следует забывать о том, что оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП в ходе эвакуации, представляет собой важнейший аспект любой успешной аварийно-спасательной операции. Технологии, описываемые в данных методических рекомендациях, смогут быть эффективны только при условии их отработки на практике, поэтому настоятельно рекомендуется, чтобы навыки по проведению аварийно-спасательных работ и оказанию первой медицинской помощи, отрабатывались во время проведения занятий со всем личным составом подразделений.

<<< назад к первой части (ЧАСТЬ 1)

Скачать "Методические рекомендации по работе с аварийно-спасательным инструментом при дорожно-транспортных происшествиях" (rar)

Местонахождение постоянной ссылки - страница "караульная служба"

Заметки на полях

1/ История части

2/ Л/С ПЧ Мортка

3/ Гарнизон Конды:

4/ Курилка:

"Пожарное дело"

"Центроспас-Югория"

"архив журналов"

Федеральные ресурсы:

Ресурсы ХМАО-Югры:

Ресурсы района:

Справочник:

Погода:

Разное:

Яндекс.Метрика