Филиал

казенного учреждения

ХМАО-Югры

"Центроспас-Югория"

по Кондинскому району

ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ

поселка городского типа Мортка

адрес: 628206, пгт. Мортка,

ул. Пушкина, 2.

тел: 8 (34677) 30-154, 31-003

эл.адрес: spas-konda@yandex.ru

Помощь пожарному

НОВОСТИ

Нормативно-правовая база

Охрана труда

Караульная служба

Основные термины

Пожарная техника и вооружение:

Тактика тушения пожаров

Водоснабжение

ГДЗС

Пожарно-строевая подготовка

Медицинская подготовка

История пожарной охраны России

Тесты

Сайты коллег

Архив видео

Архив фото

Гражданская оборона и ЧС

Профилактика

Пожарная безопасность в бизнесе

Геральдика МЧС России

Материально-техническое обеспечение (МТО)

Друзья сайта

ПЧ-27 Братск ПОЖАРУ-НЕТ! грузоперевозки

Личное время

- ПОЖАРЫ -

Ищем по сайту

"Если хочешь жить красиво - читай учебник Безбородько!" (с)

Организация и задачи технической службы

1. Техническая служба как система управления

1.1 Назначение и особенности технической службы

2 Организация работы пожарных отрядов (частей) технической службы/a>

2.1 Подразделения ТС

2.2 Расчет и проектирование частей ТС

3. Организация эксплуатации пожарных рукавов

3.1 Техническое обслуживание, ремонт и хранение ПНР

3.2 Техническое обслуживание ПНР в пожарных частях

Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.

Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требо-вания к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.

Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.

Решение изложенных задач составляет основу технической службы.

1. Техническая служба как система управления

1.1 Назначение и особенности технической службы

Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПА определяется исправным техни-ческим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-технического обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвя-зано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и под-держанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС.

Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих под-разделений технической службы (к ним относятся производственные тех-нические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечи-вающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы. Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы.

Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы (рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в по-жарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также:

2 – отдельные посты ТО; 3 – рукавный пост; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база МТО и 6 – пункт отгрузки запасных частей.

Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).

Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.

Объем задач технической службы. Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 по-жарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах 60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в 5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.

Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.

В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.

Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.

Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждо-му направлению функционирования. Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной авто-цистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а об-служивания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на по-жары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле

где ng – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);

ТЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч; nп – количество пожаров в году;

Тпп – трудоемкость обслуживания после пожара.

При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.

Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведени-ем ТО-1, ТО-2 и ТОсо. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять, а ТОсо – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шасси ТТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. Выразим Тто-1 через трудоемкость ТО-2. Примем Тто-1 = (1/3 – 2/3)Тто-2, Тсо= 0,2Тто-2. Тогда запишем, что трудоемкость обес-печения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна

где KТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е. КТР = 1,2. При этом из П2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.

Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составля-ют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит (53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения (25 – 79) чел.-ч на 1000 км.

Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслужива-ние пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.

Управление технической службой целесообразно анализировать, ис-пользуя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовно-сти АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.

Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществ-ляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна.

Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет

Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как це-лое состоит из трех подсистем.

Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в ка-ждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.

Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.

Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.

Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.

Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указа-ний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.

Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специаль-ные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.

В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.

В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными ма-териалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.

В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.

Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.

Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС органи-зуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением техни-ческой готовности пожарной техники.

Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.

Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.

2 Организация работы пожарных отрядов (частей) технической службы

Средства технической службы для обеспечения технической готовно-сти подразделений пожарных автомобилей сосредоточены в пожарных частях технической службы (ПЧТС). В зависимости от количества пожарных специальных и вспомогательных машин они могут быть объединены в производственно-технические центры (ПТЦ) или пожарные отряды технической службы (ПОТС), отдельные посты ТО.

2.1 Подразделения ТС

Подразделения ТС предназначены для организации и осуществления:

- технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей и всей

- пожарно-технической продукции;

- изготовления отдельных ее видов;

- материально-технического обеспечения пожарных частей и подразде-лений ТС;

- обеспечения личного состава вещевым довольствием;

- обоснования и снабжения подразделений запасными частями;

- метрологического обеспечения.

В ПО(Ч)ТС могут быть сосредоточены подразделения специальной пожарной техники для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Таким образом, ПО(Ч)ТС – специализированные оперативно-тактические подразделения.

Структура ПО(Ч)ТС и их состав определяются количеством пожар-ных автомобилей в регионе, а следовательно, объемом работ по их техническому обслуживанию и ремонту (табл. 14.1).

Отдельные посты входят в состав частей или отрядов ТС.

Части ТС могут быть самостоятельными или входить в состав отрядов ТС. В зависимости от количества обслуживаемой ПТ они подразделяются на два разряда (табл. 14.2).

В состав ремонтно-вспомогательной части технической службы (рис. 14.5) входят ряд специальных постов, склады (ГСМ, запасных частей) и производственные участки. Их количество (21 участок) и наименования регламентированы Наставлением по ТС в ГПС. По назначению они разде-ляются на основные и вспомогательные. Основные участки – это участки, на которых непосредственно выполняются работы по ТО и ремонту пожарных машин и агрегатов.

Например, участок по техническому обслуживанию, диагностике, ремонту и др.

К вспомогательным относятся, например, склад запасных частей, за-точное отделение, компрессорная.

Отряды ТС – более крупные подразделения. В их состав входят части специальной техники, не менее трех пожарных частей различного назначе-ния, другие подразделения (рис. 14.6). Части ТС, входящие в отряды ТС, также могут быть первого или второго разряда.

В ряде регионов (областей, краев и т.д.) при количестве пожарных автомобилей более 400 единиц, могут создаваться производственно-технические центры (ПТЦ

2.2 Расчет и проектирование частей ТС

Расчет и проектирование частей ТС осуществляется для строитель-ства новых или подлежащих реконструкции пожарных частей. При этом необходимо учитывать изменения численности населения, обслуживаемых ГПС. Это вызовет увеличение количества ПА в городах и населенных пунктах. Следует также учитывать перспективу совершенствования ПА, а также природно-климатические условия обслуживаемого района.

Проектирование частей ТС производится в такой последовательности:

- осуществляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;

- обосновывается задание на проектирование;

- разрабатывается технический проект и рабочие чертежи;

- производится технологическое проектирование.

ТЭО включает характеристику УГПС (ОГПС), программу по ремонту и обслуживанию пожарной техники. Оно утверждается заказчиком. На его основании составляется задание на проектирование, которое утверждается МЧС. Проектирование осуществляют специальные проектные организации. Исходными данными для технологического проекта является комплекс всех работ, выполняемых в частях ТС. Он включает техническое обслуживание, ремонт и изготовление новой пожарно-технической продукции. Основными исходными данными являются характеристика парка пожарных автомобилей, их годовые пробеги, климатические и дорожные условия.

При реконструкции действующих частей (отрядов) исходными данными являются также характеристики сооружений, станочного оборудования и т.д.

Расчет годовой производственной программы (ГПП). ГПП – годовой объем работ разрабатывается отделом ПТ УГПС. ГПП включает работы по ТО-2, ТР, КР, СР, капитальному ремонту агрегатов и изготовлению новой пожарно-технической продукции.

ГПП представляется в виде годового плана-задания. В ней указывает-ся количество всех видов ремонтов и ТО-2 по маркам пожарных автомобилей.

Исходными материалами для разработки являются списочный состав ПА по назначению и типу шасси, нормативы по периодичности выполнения работ по ТО-2 и ремонтам, их трудоемкости. Наиболее целесообразно производить расчет в приведенной ниже последовательности.

А. Подготовительная работа

Для заданного района дислокации ПО(Ч)ТС определяется категория условий эксплуатации ПА, природно-климатические условия, а также их сроки службы. На основании этого анализа определяются коэффициенты корректировки периодичности проведения всех видов технических воздействий, а также трудоемкости их выполнения. Используя их значения, корректируют нормативные периодичности Тн всех видов ремонтов и ТО-2, а также их трудоемкости tчел.-ч (см.гл.13, 13.4).

Полученные скорректированные значения Т и t должны утверждаться начальником УГПС (ОГПС).

Периодичность проведения и трудоемкость ТО-2 и ремонтов для вспомогательных пожарных автомобилей следует принимать по рекомендациям заводов-изготовителей и нормативов для автотранспортных предприятий.

Б. Определение средних величин Lср общих пробегов ПА

Их определяют для ПА различного назначения и на разных шасси.

Величины общих пробегов описываются нормальным законом распределения. Для более точного его распределения рекомендуется исключать из расчета пробеги ПА с резко отличающимися величинами минимальных Lmin и Lmax максимальных пробегов. Величину Lср , км, определяют (14.3)

В. Определение количества ПА, требующих технических воздействий

Число капитальных ремонтов ПА по маркам базовых шасси опреде-ляют по формуле (14.4)

где Lср – средние величины пробегов ПА, км; NПА – количество ПА соответствующей марки, шт.; Ткр – скорректированный пробег ПА до 1-го капитального ремонта, км.

Если капитальному ремонту подвергаются ПА уже прошедшие капитальный ремонт, то принимается (14.5)

где Т'кр - периодичность проведения капитального ремонта, км. (14.6)

Количество средних ремонтов рассчитывают с учетом выполнения капитальных ремонтов:

где Тср – скорректированный пробег ПА между средними ремонтами, км.

Величина Тср определяется по нормативному пробегу ПА, двигатель которого требует капитального ремонта.

Количество NТО-2 определяется с вычетом выполнения Nкр и Nср (14.7):

где ТТО-2 – скорректированная периодичность проведения ТО-2, км.

Если полученное значение NТО-2 больше списочного состава NПА, то его округляют до целого числа и принимают для дальнейших расчетов. Если же оно меньше NПА, то учитывая, что ТО-2 должно проводиться не реже одного раза в год, NТО-2 определяют по формуле (14.8):

Количество ремонтируемых агрегатов планируется отделом пожарной техники УГПС (ОГПС).

Г. Расчет годовой производственной программы

Годовая производственная программа (ГПП) является суммой основных технических воздействий n при ТО-2, КР, СР, ТР и ремонта агрегатов.

ГПП каждого технического воздействия, чел.-ч, легко определить (14.9):

где i – технические воздействия, кроме ТР. Г

ПП текущего ремонта Птр определяют на основании удельной трудоемкости обслуживания (14.10)

где NТО-2 – количество ПА, которые могут потребовать ТР, шт.; tтр – трудоемкость в чел.-ч на 1000 км общего пробега ПА.

Из общей трудоемкости ТР, на основании опыта в ПО(Ч)ТС, при ТО-2 выполняется 20 – 30 % этой трудоемкости. Поэтому общая ГПП определяется по формуле (14.11):

где 1,2 – коэффициент, учитывающий непредвиденные работы; i - ТО-2; СР, КР и КР агрегатов; Псам – трудовые затраты на вспомогательные рабо-ты (самообслуживание), чел.- ч.

Вспомогательные работы включают обслуживание и ремонт оборудо-вания, транспортные работы, уборку производственных помещений и т.д. Их трудоемкость принимают равной 20 % от суммарной трудоемкости ТО и ремонта при численности рабочих до 50 человек и 15 % – при численно-сти рабочих более 50 человек.

Определим режимы работы ПЧ(О)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих.

Режим работы характеризуется количеством рабочих дней в году, продолжительностью в часах рабочей недели и смены.

Действительный годовой фонд рабочего времени, дней, вычисляется по формуле(14.12):

Фg = {[365 – (A + Б + C)]Д – ЕK}З,

где А – число выходных дней в году; Б – число праздничных дней в году; С – продолжительность отпуска в днях; Д – продолжительность рабочего дня в часах; Е – число предпраздничных дней в году; К – продолжительность рабочего дня в предпраздничные дни, ч; З – коэффициент, учиты-вающий больничные и другие причины, его принимают равным 0,96.

Численность производственных рабочих mp, чел, определяется отношением (14.13)

Численность производственных рабочих mjp, чел, по видам ремонта или ТО-2 определяется аналогично (14.14)

Численность вспомогательных рабочих принимают равной

mвсп = (0,15…0,2) mр.

Численность mр и штаты начальствующего и инженерно-технического персонала ПЧ(О)ТС утверждаются приказами МЧС.

Определение числа постов ТО-2 и ремонтов производится различными методами. В основу расчета числа постов ТО-2 положено количество обслуживаемых пожарных автомобилей.

Суточная программа Nc, единиц в день, по ТО-2 определяется отношением (14.15)

где Др – число рабочих дней в году.

Отношение продолжительности смены (рабочего дня) дня Д к Nc называется ритмом поста (14.16)

Для определения числа постов вычисляют такт поста (14.17)

где скорректированная средневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч;

Рn – число рабочих на посту (2 – 5 человек); tп – время на установку ПА на пост 0,16 ч, тогда число постов определится по формуле (14.18)

где η – коэффициент использования поста (0,85 – 0,95).

Количество постов ремонта рассчитывается по трудоемкости работ на посту (14.19):

где Пi – производственная программа, чел.-ч; φ – коэффициент, учиты-вающий неравномерность поступления ПА на посты (φ = 1,2 – 1,5);

Кр – учет объема работ, выполняемых на посту (Кр = 0,5 – 0,6); Др – число рабочих дней; С – число смен; Тсм – продолжительность смены; Рп – число рабочих на посту, чел; ηп – коэффициент использования рабочего времени на посту (ηп = 0,8 – 0,9).

При расчете количества постов в формуле (4.19) величина Птр расчи-тывается по формуле (4.11).

Определение площадей постов и участков осуществляется по количеству постов. Так, зоны технического обслуживания и ремонта, м2, определяют по формуле (14.20):

Fj = f а Xj K0,

где f а – площадь, занимаемая ПА, м2; Xj – число постов j или XТО-2; K0 – коэффициент, учитывающий свободые зоны и проходы (К0 = 4 – 5).

ПЧ(О)ТС по заданию УГПС разрабатываются и проектируются спе-циальными проектными организациями. Задание на проектирование разрабатывается в ГУГПС.

Анализ производственной деятельности подразделений ТС осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по ТС.

Анализируется выполнение производственной программы по объему производства, номенклатуре (т.е. по типам ПА и ПТВ). Оценивается каче-ство выполненных работ по числу рекламаций.

Уделяется внимание выполнению плана по производительности тру-да, который определяется как отношение фактической производительности труда, чел.-ч, к плановой.

Состояние охраны труда характеризуется числом случаев нарушения требований безопасности и тяжестью полученных травм.

Оценивается также выполнение планов по фонду заработной платы и оргмероприятий. Последний характеризует направление технического со-вершенствования в проведении ТО и ремонтов оборудования, улучшении организации труда.

3. Организация эксплуатации пожарных рукавов

Организация эксплуатации пожарных рукавов определяется специфи-кой режимов их использования. Таких режимов три: хранение, транспортирование и режим подачи воды. Эти режимы различны для пожарных всасывающих (ПВР) и напорных рукавов (ПНР).

Всасывающие рукава хранятся на АЦ в пеналах. Они применяются только при заборе воды из естественных или искусственных водоемов. В пожарных частях городов с водопроводной сетью в основном применяются напорно-всасывающие рукава. Всасывающие рукава различных диаметров используются приблизительно на 14 % всех пожаров, а напорно-всасывающие – не более чем на 15 – 16 % всех пожаров. Исходя из этих особенностей, срок работы рукавов в режиме забора воды равен продол-жительности работы пожарного насоса при тушении пожара. Продолжительность транспортного режима легко установить по величине пробега пожарного автомобиля, фиксированного спидометром.

Пожарные напорные рукава размещаются по-другому. Каждая АЦ укомплектовывается 12 – 18 ПНР различного диаметра. В гарнизонах пожарной охраны, не имеющих централизованных постов их обслуживания, на каждой автоцистерне имеется еще два комплекта напорных рукавов. Один из них находится в резерве, а второй – в обслуживании. Таким образом, в пожарной части эксплуатируются три комплекта ПНР. Следователь-но, в транспортном режиме и режиме подачи воды они меньше нагружены, чем всасывающие рукава. В среднем ПНР используются в течение одного года 5 – 10 раз. Количество рукавов разного диаметра применяется на пожарах неодинаково. Так, ПНР диаметром 51 мм используются на 75 – 78 % пожаров, а диаметром 66 мм и 77 мм – на 12 % и 22 % соответственно. Все три комплекта ПНР в режиме подачи воды работают 115 – 120 ч в год, а в транспортном режиме – равном годовым пробегам АЦ.

Количество ПНР различного диаметра, применяемых на пожарах, неодинаково. Так, ПНР диаметром 51 мм используются на всех пожарах (кривая 1 на рис.14.7). Имеющиеся на АЦ до 18 – 20 ПНР обеспечивают тушение 98 % всех пожаров (кривая 2). Только в 1,5 – 2 % пожаров необ-ходимо использовать ПНР из других ПА. На подавляющем количестве по-жаров (до 94,7 %) используется не более 10 ПНР.

При тушении крупных пожаров (ломаная линия 3) в рукавных линиях используется от нескольких десятков до нескольких сотен ПНР.

Влияние режимов эксплуатации ПНР специально изучалось во ВНИИПО. Рукава испытывались в различных режимах на стенде, а затем осуществлялся пересчет по сроку службы. На стенде производилось истирание образцов рукавов, а затем определялось разрывное усилие. Результаты испытаний представлены на рис. 14.8.

Имитируя условия транспортировки ПНР на автоцистернах, было установлено следующее. При скорости ПА, равной 37 км/ч и высотах неров-ностей на дороге около 2 см, уменьшение прочности нитей чехла может достигать 50 % от первоначальной прочности в течение менее двух лет (прямая 1 на рис. 14.8).

Было также установлено, что прокладка рукавных линий и их перемещение по асфальту, в среднем на протяжении года, приводит к снижению прочностей нитей чехла на 6–7 %.

Снижение разрывной прочности до 50 % достигается через 7 – 8 лет (прямая 2).

Влияние течения воды на уменьшение прочности рукава не установлено. Однако рукава стареют, что сказывается на их прочности (прямая 3), еще меньше сказывается влияние технического обслуживания (прямая 4).

В конструкциях современных ПА скатки рукавов располагают не в горизонтальном, а в вертикальном положении. Кроме того, каждая скатка размещается отдельно в кассетах. Уменьшение изнашивания ПНР в транспортном режиме может достигаться, если стенки кассет облицованы материалом с очень низким коэффициентом трения или обладающим износостойкостью более низкой, чем износостойкость материала ПНР. В этом случае будет изнашиваться не рукав, а стенка кассеты.

В результате трения ПНР о стенки отсеков или о грунт при прокладке и перемещении их при подаче воды изнашиваются нити чехла. Прочность чехла будет ослабляться, и при какой-то критической его толщине под давлением воды образуются его разрывы или локальные повреждения небольших размеров, через которые фонтанирует вода (свищи). Продольные разрывы в 75 % случаев образуются в местах потертости ткани чехла. Причем в подавляющем большинстве случаев повреждения образуются в непосредственной близости к соединительным головкам на расстоянии 1,5 – 2 м от них.

Повреждения ПНР приводят к отказам в их работе. Из всех отказов 80 – 85 % происходят по причине износа тканевых чехлов и гидроизоляционного слоя. Следует указать и на то, что из всех отказов, возникающих на автоцистернах при тушении пожаров, до 90 – 95 % приходится на ПНР. Устранение отказов ПНР приводит к увеличению времени тушения пожа-ров на 5 – 8 мин.

Из общего количества отказов, обнаруженных на 200 ПНР различного диаметра, 60 % приходилось на свищи, 30 % - на разрывы чехлов и 10 % - на срыв соединительных головок и выдавливание уплотнительных колец. Из общего количества отказов 25 % из них обнаруживают на пожарах и учениях, 75 % устанавливают при испытаниях.

По проявлению все отказы можно разделить на две группы: постепенные (95 %) и внезапные (5 %). Внезапные отказы появляются по разным причинам: наезд транспортных средств на рукавные линии, действие высоких температур, разрушение рукавов при обрушении конструкций, в случае резкого увеличения давления в рукавных линиях. Пожарные рукава после использования на пожарах необходимо обслуживать, т.е. приводить их в исходное состояние. Поврежденные пожарные рукава ремонтируют.

3.1 Техническое обслуживание, ремонт и хранение ПНР

Техническое обслуживание, ремонт и хранение ПНР можно производить в пожарных частях или в специализированных рукавных постах. Технологическая схема обслуживания пожарных рукавов в общем виде представлена на рис. 14.9. На новые пожарные рукава оформляют документацию, их осматривают, навязывают на них соединтельные головки, маркируют и ставят в боевой расчет или сдают на склад для временного хранения. Рукава, поступающие в бухтах (скатках), режут на отрезки длиной 20±1 м.

Последовательность обслуживания рукавов после пожара представлена на рис. 14.9. Использованные рукава отмачивают, моют, а зимой под-вергают еще и предварительному оттаиванию. После этого их испытывают и сушат, при необходимости ремонтируют, после ремонта испытывают, после чего направляют на хранение или на пожарные автомобили, что показано стрелками на рис. 14.9.

3.2 Техническое обслуживание ПНР в пожарных частях

Отмочка (оттаивание). ПНР на пожарах загрязняются различными веществами, которые перед мойкой рукавов необходимо удалить. Для этого рукава помещают в ванну с водой, размером 0,5x1,5x6 м. Продолжительность отмочки, в зависимости от степени загрязнения, может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Сокращение времени отмочки достигается использованием моющих веществ, применением барботажа, подогревом воды.

Замерзшие рукава оттаивают, подавая в ванну горячую воду или пар.

Мойка рукавов может осуществляться различными способами.

Мойка струями из пожарных стволов наиболее доступна. Однако она требует большого расхода воды и времени (20 – 25 мин на один рукав).

Мойку можно производить и щетками с водой, поступающей через полую ручку щетки. Этот способ лучше первого, так как обеспечивает более тщательную очистку, чем первый. Однако его производительность очень низкая.

Наилучшим способом является мойка рукаво-моечными машинами. Принципиальная схема такой машины представлена на рис. 14.10. Щетки 3 и 6 приводятся во вращение общим приводом от электродвигателя. Верхняя цилиндрическая щетка 3 шарнирно закреплена и перемещается рычагом 2 при продвижении соединительной головки.

На машине имеются устройства для подвода и отвода воды (на рисунке показано условно стрелками). На выходе из машины установлены упругие пластины 4 (резинотканевые), снимающие излишки воды с поверхности чехлов.

Протягивание рукавов может производиться вручную или механически.

Испытание рукавов. Испытанию подвергаются все рукава: всасывающие, напорно-всасывающие и напорные. Нормативы испытаний приводятся в Инструкции по эксплуатации пожарных рукавов.

Всасывающие рукава испытывают при проведении ТО-1 пожарного автомобиля, а также после ремонта. Всасывающие рукава испытывают на герметичность давлением и при вакууме. Второй метод испытаний позволяет определять отслоение внутреннего слоя резины.

Для испытания под давлением один конец рукава подсоединяют к источнику давления, а другой закрывают заглушкой с краником для выпуска воздуха. Давление создают водой.

В зависимости от диаметра рукава в них создают давление от 0,2 до 1,0 МПа и выдерживают его в течение 10 мин.

При испытании на рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.

Для испытания на герметичность один конец рукава присоединяют к вакуумному насосу, а второй закрывают заглушкой. В рукаве создают вакуум 0,8±0,1 МПа и выдерживают его три минуты. Падение вакуума при этом не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытания не должно быть сплющиваний и изломов рукавов.

Рукава, не выдержавшие испытаний, а также забракованные новые рукава, вышедшие из строя ранее двух лет с момента ввода в эксплуатацию, списывают и составляют акт для их замены.

Напорные рукава испытывают при введении в эксплуатацию после каждого обслуживания, после пожара, а также два раза в год при сезонном обслуживании пожарных автомобилей.

На новые рукава после испытания заводят паспорта и передают в эксплуатацию.

ПНР испытывают под давлением 1 МПа, создаваемым пожарными насосами. Рукава на рабочее давление 3 МПа испытывают от насосов высокого давления. На втором конце необходимо поставить заглушку.

Созданное давление поддерживают на время, достаточное для осмотра, но не менее трех мин.

Рукава первого сорта не должны иметь свищей и должны быть герметичны в месте навязки их на соединительные головки. У рукавов второго сорта допускается не более трех пылевидных свищей, не превышающих при направлении вверх 150 мм.

Сушка рукавов. Влага в чехлах рукавов, конденсирующаяся на гидроизоляционном слое, оказывает влияние на их прочность. В чехле могут развиваться микробиологические процессы. Зимой при следовании на пожар влажные рукава замерзают, их трудно раскатывать.

Сушка рукавов может производиться искусственно в сушильных установках и естественным способом. Искусственная сушка ПНР осуществлятся нагретым воздухом до температуры, не превышающей 50 градусов – для прорезиненных рукавов и 70 градусов – для льняных рукавов. Повышение температуры сушки приводит к неоправданному старению материалов рукавов.

Выбор способа сушки обусловлен количеством рукавов, поступающих на обслуживание, возможностями пожарных частей.

Башенная сушилка представляет собой вертикальный канал с квадрат-ным или прямоугольным сечением площадью 8 – 10 м2, высотой более 20 м. Вместимость такой башни до 45 рукавов (рис. 14.11). Нагрев воздуха в ней может осуществляться различными нагревателями.

Подачу нагретого воздуха целесообразно организовывать равномерно по высоте.

Подвод нагретого и отвод увлажненного воздуха регулируется заслонками, расположенными в верхней и нижней частях канала так, чтобы скорость теплоносителя не превышала 4 м/с.

Продолжительность сушки в среднем составляет 2 – 3 суток.

Недостаток башенных сушилок обусловлен высокой стоимостью, низким КПД, неравномерностью сушки рукавов, трудностями регу-лирования параметров теплоносителя.

Барабанная сушилка (рис. 14.12) представляет собой цилиндрическую камеру 4, внутри которой вращается барабан 8 типа “беличьего колеса”. Привод барабана осуществляется от электромотора 1 через червячный редуктор 2 и цепную передачу 3. Несколько мокрых рукавов наматывают на барабан так, чтобы один конец рукавной линии подсоединялся к штуцеру 9 для подвода внутрь рукавов нагретого до 50 °С воздуха (до 70 °С – для льняных рукавов). Воздух от нагревателя 11 поступает в рукава, как показано на рис. 14.12.

Сушка производится при циркуляции воздуха, осуществляемой вентилятором 10.

При отсутствии рукавных сушилок рукава можно сушить вне помещений и в помещениях.

В помещениях рукава сушат, если в них достаточно нагрет воздух или при наличии теплоизлучающих приборов. Рукава рекомендуется располагать на решетчатых стеллажах, размещаемых на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов. Продолжительность сушки не должна превышать 24 ч.

Вне помещения рукава сушат на воздухе при температуре выше 20 °С и относительной влажности ниже 80 %. Рукава размещают на решетчатых стеллажах, защищенных от прямого действия солнечных лучей и осадков.

Запрещается сушить рукава на отопительных батареях и котлах, крышах зданий, а также подвешивать их на металлических предметах. В этих случаях не обеспечивается равномерное удаление влаги, а неравномерный прогрев способствует локальному старению рукавов.

Сматывание рукавов можно осуществлять в одинарную или двойную скатку на специальных станках (рис. 14.13).

При сматывании одинарной скатки соединтельную головку с рукавом вставляют между вилками верхнего диска 3. Этот диск приводится во вращение с помощью цепной передачи 2 от электромотора 1.

При сматывании двойной скатки соединительную головку рукава закрепляют на нижнем диске 4 и наматывают первую половину рукава до специальной метки. После этого среднюю часть рукава закладывают в вилку верхнего диска 3 и перематывают на него часть скатки с нижнего диска и свободный конец рукава. Скользящая муфта 5 выравнивает линейные скорости дисков при сматывании двойной скатки.

Для перемотки рукавов на новую складку(ребро) на станок устанавливают, в качестве направлющего устройства, две пары свободно вращающихся валиков. Они попарно расположены в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Проходя через них, рукава скатываются на новую складку с одновременным формированием скатки на верхнем диске. Рукава перекатывают на новую скатку два раза в год.

Не следует скатывать рукава туго. Этим предотвращаются чрезмер-ные напряжения в местах складки и обеспечивается свободный доступ воздуха к ткани чехла внутренних витков складки.

Ремонт рукавов осуществляют различными способами. На пожа-рах течи и свищи устраняют наложением зажимов на поврежденные места. В пожарных частях рукава ремонтируют способом наклеивания или вулканизации заплат на поврежденные места.

Хранение рукавов на постах осуществляется в помещениях при температуре воздуха от 0 до 25 °С и относительной влажности 50 – 60 %. Температура и относительная влажность контролируются приборами.

Объем помещения определяется из условия размещения 7 рукавов в 1 м2. На складе должна быть естественная вентиляция, а проникновение солнечных лучей необходимо исключить. Стеллажи должны устанавливаться на расстоянии не менее одного метра от отопительных приборов.

Рукава рекомендуется укладывать на стеллажи в поддонах, охватывающих 1/3 окружности одинарной скатки.

Организация технического обслуживания ПНР в пожарных частях имеет ряд недостатков:

1. Оборудование для технического обслуживания используется неэф-фективно ввиду малой его загрузки.

2. Замена пожарных рукавов возможна только при возвращении ПА после пожара в часть.

3. В каждой пожарной части на каждую автоцистерну необходимо иметь по три комплекта ПНР.

Принцип обслуживания, при реализации которого она осуществляется в каждой пожарной части, называется децентрализованным обслуживанием ПНР. Изыскивая пути совершенствования обслуживания ПНР, была обоснована централизованная система их в масштабе гарнизонов пожарной охраны.

Централизованная система обслуживания ПНР. Ее сущность состоит в том, что рукава всех пожарных частей обслуживаются на одном посту по обслуживанию ПНР. На этом же посту осуществляется хранение одного комплекта ПНР, равного их суммарному количеству на всех пожарных автомобилях в частях гарнизона пожарной охраны. Таким образом, вместо трех комплектов ПНР при децентрализованном обслуживании используется только два их комплекта.

На посту обслуживания ПНР используется такое же оборудование, как и в пожарных частях. Следовательно, во много раз уменьшилось его количество в гарнизоне пожарной охраны. Для создания поточной линии обслуживания ПНР применяется специальный многофункциональный агрегат, обеспечивающий их испытание и сушку. Он является основой поточного обслуживания рукавов.

Принципиальная схема агрегата испытания сушки и талькирования рукавов (АИСТ) представлена на рис. 14.14. В исходном положении краны и вентили закрыты. Для обслуживания рукавов их помещают на барабан 16 и соединяют с напорными головками 10 и 14 (через переходники). На барабан помещают рукава различных диаметров: 51, 61, 77, 84 и 150 мм в количестве, соответственно равном 5, 4, 3, 2 и 1 рукав. Перед испытанием клапан 9 переключают в положение “Закрыто”, т.е. он становится заглушкой.

Испытание рукавов производят водой, подаваемой от насосной станции, входящей в комплект АИСТа, насосом НШН-600. Вода поступает при открывании вентиля 2 в полый вал 11, а затем в рукава 12. Давление контролируют по манометру, расположенному выше вентиля 2. Состояние рукавов проверяют визуально, вращая барабан 16, используя цепную передачу 15.

Сушка рукавов производится воздухом, подаваемом от компрессора при открытых кране 3 и вентиле 6, а также клапане 9. Сжатый воздух удалит воду из системы и она уйдет в слив. Поступивший в корпус 8 агрегата воздух, нагреваясь в калорифере 13, будет поступать снова в корпус агрегата, высушивая чехлы рукава. Воздух, проходящий в полостях вала и рукавов, удалит из них остатки влаги.

При необходимости талькирования рукавов открывают кран 4 и тальк из баллона 5 будет эжектироваться в систему.

Оборудование по обслуживанию ПНР устанавливают в соответствии с принятой последовательностью обслуживания (рис. 14.15). В этой линии предусмотрена накопительная катушка для подготовки необходимого количества ПНР, закладываемых в АИСТ.

Для обслуживания ПНР создаются рукавные посты. Их оснащение, а следовательно, и размеры помещения зависят от величины обслуживаемых пожарных частей. На рис.14.16 представлен план рукавного поста с использованием двух агрегатов АИСТ. Размер помещения такого поста 12x48 м. На нем указаны используемое оборудование и его размещение, а в кружочках – основные помещения.

Система централизованного обслуживания ПНР предусматривает проведение их ремонта, а также организацию замены использованных на пожарах рукавов рукавами, которые были обслужены. Для этой цели на посту имеется специальный рукавный перевозчик, обеспечивающий замену рукавов.

Рукавный перевозчик можно использовать по одному из трех вариантов.

Вариант 1. Замена рукавов на месте тушения пожара. Таким образом, восстанавливается боевая готовность ПА.

Вариант 2. В случае использования на пожаре (или учении) от 1 до 3 рукавов, их замена производится в пожарной части. Для этого в ПА предусматривается иметь по три резервные рукава диаметром 51 мм. Рукавный перевозчик один или два раза объезжает пожарные части и заменяет ис-пользованные рукава.

Вариант 3. Доставка использованных рукавов на рукавный пост осуществляется силами пожарных частей, если маршрут ПА при возвращении их в часть проходит недалеко от рукавного поста.

В небольших гарнизонах пожарной охраны (не более трех пожарных частей) рукавный перевозчик нецелесообразен и обмен ПНР осуществляется только по этому варианту.

Основы расчета централизованных рукавных баз постов. Для проектирования рукавных постов необходимо определить их пропускную способность, количество резервных ПНР и перевозчиков, а также место дислокации.

Пропускная способность поста оценивается количеством потребных основных агрегатов – АИСТов. Их количество, шт., определяется по формуле

NА = (14 Nн + 400 Nпч)16-4, (14.21)

где Nн – численность населения города, тыс. человек; Nпч – число пожар-ных частей в городе.

Число рукавомоечных машин, устройств для скатки рукавов и ванн отмочек принимают по одному образцу на 4 АИСТа.

Количество автомобилей доставки руковов (NАДР) определяется из двух условий: по интенсивности потока их выездов λАДР и необходимости прибытия рукавного автомобиля к месту вызова не позднее времени локализации пожара.

Интенсивность λАДР, вызовов/сут, вычисляют по формуле

λАДР = (16Nн + 500Nпч)10-4. (14.22)

По значению λАДР определяют NАДР по табл. 14.4.

По второму условию NАДР определяют по формуле

N'АДР = L/2RАДР, (14.23)

где L – наибольшая протяженность города, км; RАДР – радиус обслуживания рукавного автомобиля, равный 12 км.

Сравнивая NАДР и N'АДР , выбирают большее из них.

Численность водительского состава рекомендуется определять по Кв = 3,5 NАДР.

Численность производственных рабочих определяется по выражению

где – число рукавов в боевых расчетах пожарных частей, шт.;

– число резервных рукавов, шт.

Резервный запас рукавов в гарнизоне,шт., определяют по формуле

где – требуемое расчетное число используемых на пожаре рукавов (в табл. 14.5 Nн – численность жителей в тыс.чел); NА– количество АИСТов на посту, шт.

В каждой пожарной части рекомендуется иметь 3 резервных ПНР.

Численность водительского состава ЦРБ определяют по формуле (14.26)

Координаты Х и У места дислокации рукавного поста (км) на территории гарнизона города определяют по формулам:

где Хi и У – координаты дислокации пожарных частей на территории горо-да, км; ni – число боевых и учебных выездов с использованием ПНР в течение года.

Обосновать размещение поста в городах по координатам Х и У трудно. Поэтому стремятся выбрать место для его размещения недалеко от рассчитанного варианта.

Заметки на полях

1/ История части

2/ Л/С ПЧ Мортка

3/ Гарнизон Конды:

4/ Курилка:

"Пожарное дело"

"Центроспас-Югория"

"архив журналов"

Федеральные ресурсы:

Ресурсы ХМАО-Югры:

Ресурсы района:

Справочник:

Погода:

Разное:

Яндекс.Метрика